Текущее время: 28 ноя 2024, 15:47

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Якуб Колас - биография, творчество, стихи, книги
СообщениеДобавлено: 14 июл 2014, 23:37 
Не в сети
Пользователь

Зарегистрирован: 14 июл 2014, 22:21
Сообщения: 9
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Якуб Колас (настоящее имя и фамилия Константин Михайлович Мицкевич, белор. Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч) (1882—1956) — белорусский советский писатель.
Изображение
Родился Якуб Колас 3 ноября 1882 г. в деревне Акинчицы на Столбцовщине в семье лесника. В то время в Акинчицах было около 10 крестьянских дворов, дом лесничего и канцелярия лесничества. Отец Коласа Михаил Казимирович Мицкевич работал лесником в лесничестве польского магната кн. Радзивилла.

Деревня Акинчицы:
Изображение
В 1883 г. семья Мицкевичей перебирается из Акинчиц в Ласток , где живет до 1890 г. Вместе со старшими братьями Якуб Колас учится у странствующего учителя - Алеся Фурсевича, а с 1892 г. - в Николаевщинской начальной школе, где восхищается баснями Крылова, стихотворениями Пушкина, рассказами Гоголя, знакомится со стихотворениями Лермонтова, Жуковского, Некрасова, сказками и рассказами Л.Толстого, с произведениями на белорусском языке, среди которых были стихотворения Янки Лучины.
Якуб Колос со своей семьёй, Минск (1928 г.):
Изображение
Большое влияние на подростка имел дядя по отцу - Антон, который первый пробудил в нем интерес к литературе. Константин сам научился русской грамоте. Две зимы он вместе со старшими братьями учился дома, у так называемого «директора» (мальчишку, который закончил народную школу), потом закончил народное училище в Николаевщине (1892-1894). В 1895-1897 Константин жил в Альбути, помогал родителям по хозяйству и одновременно готовился к поступлению в учительскую семинарию, много читал. В 1894 г. появляются первые литературные опыты - басня "Лисица и ворона", стихотворение "Весна". Якуб Колас вспоминает:"В Альбути, когда мне было 12 лет, я начал пробовать свои литературные силы. Помню, прочитал отцу свое стихотворение "Весна". Он внимательно выслушал, потом спросил, правда ли, что это написал я, и подарил мне рубль". В то же время юный Мицкевич впервые познакомился с белорусским литературным творчеством (стихотворение Янки Лучины «Старый лесник»), и это произвело на него сильное впечатление.
В 1898 поступил на казенный счет в Несвижскую учительскую семинарию, которую окончил в 1902. Во время учебы увлекался художественной литературой: читал произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, А. Кольцова, М. Некрасова, Л. Толстого, И. Хемницара, Т. Шевченко, И. Франко, А. Мицкевича. Сочинял стихи и басни на русском языке, собирал материалы по белорусскому этнографии, записывал устное народное творчество. В это же время начал создавать стихи и прозаические произведения на белорусском языке. Сочинял стихи о природе, нелегким существовании крестьянина, написал поэмы «Около костра» и «Страх», тексты которых не сохранились, а также первый прозаическое произведение - заметку «Наше село, люди и что делается в селе». Очень повлиял на будущего поэта преподаватель семинарии Ф. Кудринский, который одобрил литературные упражнения молодого К. Мицкевича и обратил внимание на большую стоимость написанного им по-белорусски. Это в полной мере соответствовало устремлениям самого автора.

На первое десятилетие 20 в. приходится начало трудовой деятельности и первые проявления общественной активности К. Мицкевича, жанровый диапазон его литературных произведений расширяется, они становятся более совершенными, тогда же появляются и первые публикации. После окончания семинарии в 1902-1905 молодой учитель работал на Полесье в деревнях Люсино (ныне Ганцевичский район), Пинковичи (сейчас Пинский район). Делал этнографические записи, собирал белорусский фольклор. В это же время он познакомился с нелегальной революционной литературой, проводил разъяснительные беседы с крестьянами. Так, в ноябре 1905 он составил петицию жителей Пинковичах к помещику с требованием обеспечить права крестьян на пользование озерами и участком земли для пастбищ. В январе 1906 в порядке наказания за общественную деятельность К. Мицкевича перевели в Верхменскае народное училище (ныне Смолевичский район). 9-10 июля 1906 он принял активное участие в нелегальном учительском съезде, состоявшемся в деревне Николаевщина. Съезд разогнала полиция, К. Мицкевич в числе других был лишен права работать учителем.
1 сентября 1906 в вильнюсской белорусскоязычной газете «Наша доля» появился стих - это первый напечатанный произведение поэта. Здесь впервые был использован псевдоним Якуб Колас. 15 сентября 1906 в «Нашей доле» под псевдонимом Дядя Карусь содержится рассказ «Слободы» о произволе царской полиции - первый напечатанный прозаическое произведение писателя. В то же время он начинает активно сотрудничать в качестве автора с вильнюсской белорусскоязычной газетой «Наша нива». В творчестве Якуба Коласа этого периода появляются новые формы. Он выходит на более высокий уровень литературной работы - начинает писать аллегорические рассказы «Сказки жизни», где философски осмысливает действительность.
Зиму 1906-1907 Я. Колас жил в родных на кордоне Смолярня, где без официального разрешения открыл частную школу. Начал составлять учебное пособие «Второе чтение для детей белорусов». В 1907 приехал в Вильнюс, несколько недель работал заведующим литературного отдела в «Нашей ниве», но по приказу полиции был вынужден покинуть город. В начале 1908 некоторое время преподавал в частной школе в деревне Сани (ныне Толочинский район). 15 сентября 1908 Я. Колас осужден на 3 года тюремного заключения по обвинению в активных действиях, направленных на выполнение программы Всероссийского союза учителей, который, как было заявлено на суде, имел своей целью устранение существующего в Российской империи общественного строя (в том числе в составлении обращения к учителям, хотя писал ее другой человек, которого Колос суда не назвал). Весь срок наказания Якуб Колас отбыл в Минском остроге. За решеткой удавалось писать стихи и переправлять на волю. В 1910-е он в своем творчестве обращается к крупным литературных форм с философским осмыслением действительности - начинает работу над лиро-эпическими поэмами «Новая земля» и «Сымон-музыка». Написанные в этот период стихи и рассказы печатались в газете «Наша нива». В 1909 в Санкт-Петербурге в издательстве «Заглянет солнце и в наше оконце» вышла первая его книга «Второе чтение для детей белорусов». В 1910 в Вильнюсе напечатан первый сборник стихов «Песни жалобы» (написан в 1906-1909). Высокую оценку этим ранним произведением Якуба Коласа дал известный русский писатель Максим Горький.
После выхода из тюрьмы с сентября 1911 по 1914 Якуб Колас занимался учительской работой: несколько месяцев без официального разрешения обучал детей железнодорожников в городке Лунинец, в 1912-1914 после получения свидетельства о дабранадейнасци работал учителем сначала в деревне Купятичи недалеко от Пинска, потом в Пинском 3 -ем приходском училище. Это время очень примечателен для личной жизни Якуба Коласа. В августе 1912 на хуторе Смольным, у деревни Николаевщина, состоялась его первая встреча с Ваней Куполом, которая положила начало их дружбе. В июне 1913 Я. Колас женился на учительнице пинской железнодорожной школы Марией Дмитриевной Каменской, с которой они прожили вместе более 30 лет, имели трех сыновей.
В то время в газете «Наша нива» регулярно печатались стихи Якуба Коласа, посвященные преимущественно различным аспектам жизни белорусского села. В 1912 в Вильнюсе выходит его сборник «Рассказы», в 1913 в Санкт-Петербурге отдельными изданиями рассказы «Немана дар», «Толстое полено», сборник стихотворных рассказов «Пропал человек». Главная тема этих произведений - жизнь белорусского крестьянства. В Вильнюсе в 1914 Белорусским издательским обществом издан сборник рассказов широкого тематического диапазона «Родные явления». Прозаические произведения Я. Коласа того периода по своей тематике, идейной направленности, образной структуры сближались с его поэзией. В 1916 в Петрограде в издательстве «Заглянет солнце и в наше оконце» напечатан и драматургическое произведение писателя - небольшая пьеса «Чарка все на свете делает», которая имела подзаголовок "Трагедия с недавних год (из деревенской жизни)."

Во время 1-ой мировой войны в 1915 в связи с приближением фронта Я. Колас вместе с семьей эвакуировался в Московскую губернию, где был мобилизован на военную службу. После окончания Александровского военного училища (Москва, 1916) служил в запасном полку в г. Перми. Летом 1917 в звании подпоручика был направлен на Румынский фронт, но вскоре в связи с болезнью получил отпуск и уехал к семье в город Обоянь (ныне Курская область России). Как учитель был освобожден от военной службы и работал преподавателем, школьным инструктором в г. Обоянь и его окрестности.
В стихах этого периода звучат антивоенные (1917), и одновременно призыв к созидательной работе на благо родного края (сборник стихов «Водгулле», изданный в Минске в 1922). отдельным изданием поэма «Новая земля». Это произведение является художественной энциклопедией жизни белорусского крестьянства на рубеже веков. В 1925 в журнале «Полымя» опубликована третья редакция поэмы «Сымон-музыка». В этом произведении освещается роль художника и искусства в жизни народа, здесь наиболее полно проявились эстетические взгляды Я. Коласа.
В этот период расширяется тематика произведений Я. Коласа. Он приходит к описанию жизненных путей белорусского интеллигенции начала 20 в., Ее духовных поисков. Писатель создает так называемые полесские повести: два большие прозаические произведения «В полесской глуши» (Вильно, 1923) и «В глубине Полесья» (Минск, 1927). Они позже вошли как 1-я и 2-я части в трилогию «На распутье» - наибольший прозаическое произведение Я. Коласа. В 1925 была опубликована пьеса «Бастующие», о том, как белорусское учительство включалось в политическую борьбу. В основе сюжета - первый нелегальный съезд учителей в Николаевщине. Это произведение не получил сценического воплощения. Кроме того, в 1925 написана повесть «На просторах жизни» (1926), посвященная молодежи 1920-х, проблемам ее духовного становления, образования, культуры, стремлению к преобразованию жизни.
2-я пол. 1920-х - 1930-е это время активной общественной деятельности Я. Коласа, признания его заслуг и при этом очень сложный период жизни, события которого сказались на психологическом состоянии, негативно повлияли на всю дальнейшую творчество писателя. 18 октября 1926 Я. Коласу присвоено звание народного поэта Беларуси, ему назначено пожизненная пенсия. С 1928 он академик Академии наук Беларуси, с 1929 член Президиума и вице-президент Академии. Был кандидатом в члены ЦИК БССР в 1927-1929, членам ЦИК в 1929-1931, 1935-1938. Я. Колас участвовал в работе 1-го Всебелорусского съезда советских писателей и 1-го Всесоюзного съезда советских писателей в Москве (1934), где был избран в руководящие органы творческих союзов литераторов. В 1935 он выступал с речью на Всемирном конгрессе защиты культуры в Париже.
При этом еще с сер. 1920-х Я. Колас попал в поле зрения советских репрессивных органов. В 1925 у него был проведен обыск, а затем и допрос в связи с так называемой «ноябрьской делом», которое касалось «контрреволюционной организации» в Слуцком районе. В 1930-е давление на Я. Коласа еще более усилился. Его открыто обвиняли в так называемой нацдемовщине, в пропаганде идей бяскласавасци белорусского нации, находили в произведениях идеализацию кулачества, хуторского хозяйства, преувеличение роли интеллигенции. В 1930 Я. Колас был вынужден публично каяться в политических «ошибках». Были арестованы и репрессированы близкие родственники поэта - дядя по материнской линии общественный и политический деятель, языковед Иосиф Лесик, родной брат жены Коласа Александр Каменский. 6 февраля 1938 в доме писателя искали оружие, его заставили поднять руки и стать лицом к стене. Я. Коласу угрожал арест, однако санкция на его от высшего советского руководство не была дана. Возможно, из-за широкой известности и народного признания.
Как отмечают биографы Я. Коласа литературоведа М. Матюх и М. Мушинский, начиная с кон. 1920-х - нач. 1930-х писатель попал в безвыходное положение, полностью зависимое от идеологических установок коммунистической партии и общественно-государственных структур тоталитарной системы. Ужасы принудительной коллективизации, разрушение традиционного уклада деревни, тотальный контроль над всеми средствами общественно-политической, духовной жизни, фактический запрет свободы слова и волеизъявления, массовые репрессии против национальной интеллигенции - все это негативно повлияло на Коласа как творцу. Он оказался заложником системы, невольным пропагандистом социалистического реализма, который был сводом политических требований, но выдавался за эстетическую категорию.
В 1926 Якуб Колас начал писать поэму «На путях свободы» о тяжелых условиях существования во время 1-ой мировой войны, их влиянии на формирование протестных настроений народных масс и положительного отношения к большевикам в период революций 1917 года. Над этим произведением поэт много размышлял, работал и в 1930-е и в 1950-е, но так и не завершил. В творчестве Я. Коласа 1930-х присутствует и тема коллективизации. Главный герой его довольно схематызаванай повести «Отщепенец» (1930-1931, издана в 1932) после долгих колебаний приходит к выводу о преимуществах коллективного хозяйства перед единоличной. Кроме того, в этот период Я. Колас обратился к драматическим событиям 1-ой мировой войны в основном через показ «солдатской правды» - в пьесе «Война войне» (1927-1931, последняя редакция 1938) и гражданской войны - в повести «Трясина» (1933) и созданной на ее основе пьесе «В пущах Полесья» (1937). В 1940 начал писать поэму "Рыбакова хата" о жизни трудящихся Западной Беларуси в составе Польши, их борьбу за свои права. В этот период Колос плодотворно работал в области перевода с русского, украинского, польского языков («Полтава» А. Пушкина, некоторые произведения М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, П. Тычины, Р. Тагора и др.).

Во время Великой Отечественной войны поэт жил под Москвой в Клязме, Ташкенте, Москве. В стихах (сборники «Отомстим», 1942; «Голос земли», 1943), поэмах «Суд в лесу» (1942), «Возмездие» (1943-1944), публицистических статьях периода Великой Отечественной войны он прославлял патриотизм, героизм советских людей , обличал человеконенавистнические сущность фашизма. В 1944 Я. Колас удостоен звания заслуженного деятеля науки Беларуси. В конце 1944 вернулся в Минск.
После войны, с середины 1940-х и до конца жизни Я. Колас работал в Академии наук Беларуси, был известен как общественный деятель: избирался депутатом ВС СССР и ВС БССР, членом ЦК на XX-XXII съездах КПБ и всесоюзного Комитета по Государственным премиям в области литературы и искусства, вице-председателем Всеславянского антифашистского комитета, председателем Белорусского и членом Советского комитета защиты мира - и это была не формальная работа. В Я. Коласа всегда находили отклик проблемы отдельных граждан, последовательно отстаивал он интересы и всей белорусского нации. В 1956 писатель написал письмо в высшие партийные инстанции, в котором выразил обеспокоенность положением белорусского языка в общественной жизни, предложил меры по ее защите.
В 1950-е Я. Колас в качестве научного редактора участвовал в подготовке первого издания «Русско-белорусского словаря» (1953). В 1954 завершена повесть «На распутье», в которой описаны события 1906-1911. Она стала 3-й, последней (вместе с двумя предыдущими - «В полесской глуши», «В глубине Полесья»), частью одноименной трилогии. Трилогия - один из первых белорусских романов.
Всю жизнь писатель очень напряженно работал. За последнее десятилетие он болел воспалением легких 26 раз .
13 августа 1956 Я. Колас умер за своим рабочим столом. Похоронен в Минске на Военном кладбище.
Творчество Якуба Коласа:
Самые ранние стихотворения написаны на русском языке и датируются 1898 г. Первым опубликованным стихотворениям является "Наш родной край" (1906 г., газета "Наша доля "). В 1910 г. в Вильно вышел первый сборник стихотворений "Песні-жальбы" (факсимильное издание в 1982г.), затем - книги прозы "Апавяданні" (1912г.), "Родныя з'явы" (1914г.). В Петербурге в 1913 г. отдельными изданиями вышли рассказы "Тоўстае палена" и "Нёманов дар", рассказы в стихах "Прапаў чалавек. Паслушная жонка. Грушы сапяжанкі" и "Батрак. Як Юрка збагацеў".

В советское время были изданы книга рассказов "Казкі жыцця" (1926г., 1-е издание - Ковно, 1921г.), сборник стихотворений "Водгулле" (1922г.), поэма "Новая зямля" (1923г.), повесть "У палескай глушы" (1923), сборники рассказов "Крок за крокам", "На рубяжы", "Першыя крокі", "У ціхай вадзе", поэма "Сымон-музыка" (1925г.), повесть "На прасторах жыцця" (1926, экранизировано в 1929г.; включающее рассказы 2-е дополненное издание в 1928г.), повести "У глыбі Палесся" (1927г.), "Адшчапенец" (1932г.), "Дрыгва" (1934г.), сборники стихотворений "Нашы дні" (1937г.), "Адпомсцім" (1942г.), "Голас зямлі" (1943г.), поэмы "Суд у лесе" (Москва, 1943г.), "Адплата" (1946г.), сборник стихотворений "Мой дом" (1946г.), поэма "Рыбакова хата" (1947г.), трилогия "На ростанях" (1955г., инсценирована под названием "Навальніца будзе" в 1958г.; экранизирована в 1960-1961 гг.), сборник стихотворений "Жыве між нас геній" (1952г.) и др.

Многие стихотворения Я.Колоса положены на музыку.

Я.Колас - автор произведений для детей: поэмы "Міхасёвы прыгоды" (1935г.), стихотворной сказки "Рак-вусач" (1938г.), сборников стихотворений "На рэчцы зімой" (1941г.), "Вершы для дзяцей" (1945г.), сборников рассказов "У старых дубах" (1941г.), "Раніца жыцця" (1950г.). Обработал ряд белорусских народных сказок.

Неотъемлемой частью литературного наследия Якуба Коласа являются драматургические произведения, такие как пьеса "Антось Лата" (1917г., поставлена в 20-я годы), "Забастоўшчыкі" (1925г.), "Вайна вайне" (1927г., окончательная редакция в 1938г., поставлена в 1937г.), "У пушчах Палесся" (1938г., поставлена в 1937г.),одноактные пьесы "На дарозе жыцця" (1917г.).

Я.Колас выступал также с публицистикой и литературной критикой:в 1957 г. вышел сборник "Публіцыстычныя і крытычныя артыкулы",издавались его учебники "Другое чытанне для дзяцей беларусаў" (Петербург, 1909г.) и "Методыка роднае мовы" (1926г.).Перевел на белорусский язык поэмы "Полтава" А.Пушкина, отдельные произведения Т.Шевченки, П.Тычины, А.Мицкевича, Р.Тагора и пр. Был одним из редакторов "Русско-белорусского словаря" (1953г.).

Памяти Якуба Коласа:
В Минске (ул. Академическая, 5) действует Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа[5]. На родине поэта открыт филиал музея «Николаевщина» («Мікалаеўшчына»), который объединяет четыре мемориальные усадьбы — Смольню, Окинчицы, Альбуть и Ласток.

За произведения прозы, работы в области литературоведения и критики в Республике Беларусь присуждается Государственная премия имени Якуба Коласа.
Образ поэта воплощён в ряде памятников:
Изображение
Изображение
В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР с изображением Якуба Коласа:
Изображение
В 1992 году Центральный банк Российской Федерации выпустил памятную монету в память поэта:
Изображение
В 2002 году в Белоруссии были выпущены монета и марка, посвященные 120-летнему юбилею со дня рождения Я. Коласа:
Изображение
В Пушкинском заповеднике «Михайловское» в 2012 году проведена выставка «Янка Купала и Якуб Колас — белорусские песняры» в честь юбилея писателей.
В городе Пинске, отображённом автором в трилогии «На росстанях», имеется памятная доска на бывшем доме, в котором проживал Якуб Колас, когда работал здесь преподавателем.

Объекты, названные в честь Якуба Коласа:
Площадь Якуба Коласа (Минск) (здесь же находится памятник Якубу Коласу):
Изображение
Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа (Витебск)
Центральная научная библиотека им. Я. Коласа НАН Беларуси (Минск)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Яндекс.Метрика

Администрация форума не несет ответственности за достоверность информации, предоставляемой пользователями