Древние временаЧеловек впервые появился на территории современной Белоруссии 100—40 тыс. лет назад. Найдены следы первобытных стоянок 27—24-тысячелетней давности. Полностью эти земли были заселены около 10—8 тыс. лет назад. В конце III — начале II тысячелетия до н. э. на территорию современной Беларуси проникли ндоевропейские племена.
В VI—VII вв. н. э. начал формироваться белорусский этнос на базе славянских этнических общностей кривичей (занимали территории в верхнем и среднем течении Западной Двины и верховьев Днепра), дреговичей (Белорусское Полесье и часть современной Средней Белоруссии), радимичей (бассейн реки Сож) и ассимилированных в период с ІХ по ХІІІ век восточно-балтских племен. Кривичи, дреговичи и радимичи являются частью древнерусских народностей, создавших позднее, в IX веке, государство Киевская Русь.
Древняя РусьВ VI-IX веках развитие сельского хозяйства и ремёсел способствует формированию феодальных отношений, расширению торговли, возникновению городов. Наиболее древним из белорусских городов стал Полоцк (известен с 862 года).
С Х века наиболее известные феодальные государственные образования на территории современной Белоруссии — Полоцкое, Туровское и Смоленское княжества, входившие в Киевскую Русь, которая была «лоскутной Империей Рюриковичей» по определению Карла Маркса и никогда не существовала как единое государство. Это была конфедерация нескольких государственных образований, имевших между собой слабые династические и церковные связи, разные этнический состав, культуру и общественно-политическое устройство.
Кроме того, они имели различные внешнеполитические интересы, зачастую диаметрально противоположные: Полоцкое, Туровское и Галиция-Волынские княжества, Псковская и Новгородские республики находились под влиянием Западной Европы; Киевское, Черниговское, Новгород-Северское княжества – под влиянием Византии; Владимирское, Рязанское и другие княжества северо-восточного предела – под влиянием Хазарского Каганата, а затем и Золотой Орды.
Полоцкое княжество подчинялось Киеву всего лишь несколько десятилетий, а затем сумело восстановить свою независимость и было полностью самостоятельным государством, державой со всеми соответствующими атрибутами — суверенной властью князя и вече, администрацией, столицей, войском, денежной системой и т. д. Княжество активно противостояло экспансии Киева, а само расширяло своё влияние в сторону Балтийского моря, подчинив себе ряд прибалтийских племён.
В 40-х годах XI века были построены храмы святой Софии в соперничавших друг с другом Полоцке, Новгороде и Киеве. Это были не просто культовые сооружения. Они играли большую политическую роль, символизируя равенство со Вторым Римом – Константинополем. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Чародей взял приступом Новгород и снял с Софийского собора колокола. Своё место они нашли на звоннице Софии Полоцкой. Зимой 1066-1067 Всеслав двинулся на принадлежавший киевским князьям Новогрудок.
(Летописный — Новогородок, Новоградок, отсюда разговорная форма, используемая местными жителями до наших дней, — Наваградак, относится к 1044 г., когда киевский князь Ярослав Мудрый после похода на Литву заложил город как оплот своего владычества на этих землях. Переименован поляками в Новогрудок.)
Киевские князья – Ярославичи в ответ решились пойти в поход на Полоцк. Их путь преграждал принадлежавший Полоцкому княжеству пограничный Минск (летописный Менск). Несмотря на неравенство сил, запугать минчан не удалось. Горожане отказались от сдачи и решили защищать свой город до подхода армии. Судя по летописи, сопротивление не было символическим. Свирепость захватчиков, не пощадивших “… ни челядина, ни скотину”, свидетельствует о стойкости горожан. Всеслав, совершив марш-бросок от Новогрудка к Минску, застал уже пепелище. Две армии долго стояли в снегу друг против друга. Состоявшаяся битва отличалась крайней жестокостью. Киевляне отступили. Победа досталась дорогой ценой. Минск пришлось отстраивать заново.
Как видно из выше изложенного, никакого преславутого братства между княжествами Древней Руси не было. Каждое из них стремилось расширить свои владения за счет соседей.
Спустя несколько месяцев, летом 1067 года, Ярославичи повторили попытку поставить Полоцкое княжество в зависимость от Киевской Руси. На этот раз по Днепру их войско дошло до Орши. Опять две армии долго стояли друг напротив друга. Никто не решался под обстрелом противника переправляться через реку. Явным преимуществом не обладала ни одна из сторон и Ярославичи предложили мирные переговоры. Для этого они пригласили Всеслава переплыть в лодке на их берег. Как гарантию безопасности, на виду обеих армий, братья Ярославичи целовали крест. Как только челн Всеслава с сыновьями причалил к берегу, они были схвачены. В киевской темнице Всеслав пробыл не долго. То ли Бог наказал Ярославичей за клятвопреступление, то ли киевляне устали от их алчности, но в 1068 князья были изгнаны. Освобожденного Всеслава киевляне пригласили на престол. После удачного похода под его руководством на Тмутаракань, Киевское княжество получило выход к Чёрному морю. Под властью полоцкого князя Всеслава Чародея оказалась огромная территория - от Балтийского до Чёрного моря. Позже, идея создания государства от моря до моря, охватывающего весь торговый путь “из Варяг в Греки” была реализовано в виде могущественной империи – Великого Княжества Литовского.
Летописцы пишут о том, что даже в Киеве “Всеслав слышал звон колоколов Софии Полоцкой”, т.е. тосковал по родине. Скорее всего, речь идет не только об эмоциях, но и о безопасности власти. В Полоцке он был не только на родных землях, но и являлся легитимным правителем. Верховной властью в государстве обладало вече и покушение на князя не имело смысла, так как узурпатор на престоле не был бы признан. В Киеве, в любой момент в результате действия яда или удара кинжала, на его месте мог оказаться кто-то другой. С риском для жизни было связано не только занятие киевского престола, но и уход с него. Всеслав вывел киевлян в поход на польского короля Болеслава, а сам с отрядом верных людей поскакал в Полоцк.
Вложение:
Снимок.JPG [ 79.06 Кб | Просмотров: 7215 ]
Ефросинья Полоцкая — первая белорусская и, по некоторым данным, восточнославянская просветительница. Полоцкая княгиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Её светское имя — Предслава. Родилась она в княжеской семье и была дочкой младшего сына князя Всеслава Брачеславовича, известного также как Всеслав Чародей. Мать её — София — была дочерью Владимира Мономаха. Хотя, судя по всему, Предславе светило блестящее светское будущее, маленькая княжна решила прожить свою жизнь иначе, чем это было принято. По достижении совершеннолетия — а по тем временам это было 12 лет — Предслава твёрдо решила уйти в монастырь и, несмотря на мольбы матери и угрозы отца, так и сделала. Умерла 23 мая 1173 года во время паломничества в Иерусалим.
Мастер–ювелир Лазарь Богша создал для просветительницы Евфросинии Полоцкой уникальный крест — шедевр восточнославянского прикладного искусства
(Утерян в Великую Отечественную войну и до сих пор не найден. Возможно хранится в запасниках какого-нибудь московского музея. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру Николаю Петровичу Кузьмичу. 24 августа 1997 года митрополит Филарет освятил копию креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря.)
Среди христианских писателей–проповедников наиболее известен Кирилл Туровский (ок. 1130 г. — не ранее 1182 г.) — один из самых популярных в древней Руси авторов. Его произведения копировались на протяжении семи столетий, а общее количество списков не поддается учету. Перу этого древнерусского писателя принадлежат притчи, поучения, торжественные слова и молитвы. Главными сочинениями являются «Притча о душе и теле», «Повесть о белоризце и о мнишестве», «Сказание о черноризцем чине», «О Фомине испытании ребер», «Слово на пасху». Современники и потомки называли Кирилла «Златоустом, воссиявшим паче всех на Руси», а церковь причислила Кирилла Туровского к лику святых.
Постепенно возникают новые города —Берестье(Брест), Витебск, Минск (известен с 1067 года), Пинск, Борисов, Орша и другие. Города становятся политическими, экономическими и культурными центрами земель.
В конце Х столетия в Древней Руси было принято христианство византийского обряда, начали распространяться письменность, образование. Важное значение для дальнейшего развития белорусских земель стало принятие христианства Полоцким княжеством. Практически одновременно с этим, в начале XI века, в Турове было основано первое христианское епископство западного обряда.