|
Пользователь
|
|
Зарегистрирован: 09 дек 2013, 12:30 Сообщения: 17 Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 2 раз.
|
Предлагаю изучать и обсуждать опыт великих компаний, который успешно продвинулись не только на российском и белорусском рынках, но и на международной арене. Давайте делить "история успеха" именитых брендов и компаний! Начну я с история создания и развития NikeВ 1964 году обыкновенный студент Орегонского университета Фил Найт (Phil Knight) основал компанию Blue Ribbon Sports, которая потом превратилась в спортивную империю Nike.
Предыстория очень интересна. Фил Найт всерьез увлекался спортом: был бегуном на средние дистанции и состоял в университетской команде. Его тренировал Билл Боуэрман. Примечательно, что в то время практически отсутствовал выбор спортивной экипировки. Фирменную одежду и обувь (например, от adidas), к качеству которых не было никаких претензий, могли позволить себе только профессиональные спортсмены. А любителям приходилось довольствоваться дешевыми вещами очень низкого качества. Так, профессиональные кроссовки стоили больше $30, а обычные, от которых болели ноги, около $5.
Чтобы исправить положение, Фил Найт разработал несложную, но довольно интересную коммерческую схему. Существует легенда, согласно которой на одном из семинаров по маркетингу Найт придумал концепцию своей будущей компании. Он решил заказывать спортивную обувь в азиатских странах и продавать ее в США по доступным ценам. В 1964 году Фил Найт и его тренер Билл Боуэрман начинают работу, создав маленькую, нигде не зарегистрированную фирму Blue Ribbon Sports.
Вскоре Найт решает заключить с Японской компанией Onitsuka Tiger контракт о поставках кроссовок на рынок Америки. На первых порах продажи осуществлялись прямо на улице: 26-летний Фил сам торговал из фургона-микроавтобуса.
Бизнес развивался довольно быстро: за год своего существования компании удалось выручить $8000. Довольный своим успехом, Найт решает взять на работу первого наемного работника. На должность менеджера по продажам был приглашен Джеф Джонсон, который позже предложил новое название для фирмы. Компания была переименована в Nike – в честь греческой богини победы Ники. В американской транскрпиции название бренда произносится как «Найки», но на русском языке закрепилось слово «Найк».
Джонсон считал, что для продвижения новой компании нужен индивидуальный подход к каждому покупателю. Джеф узнавал номера телефонов клиентов (в основном, конечно, спортсменов), звонил им и расспрашивал о качестве покупки. Интересовался, есть ли у моделей какие-либо недостатки, предлагал новые модели, выслушивал отзывы и предложения. Такой скрупулезный анализ стал основой успеха новой фирмы.
В конце 1960-х компания Nike стремительно развивается. Был открыт первый фирменный магазин в Санта-Монике, штат Калифорния. В 1968 году были выпущены кроссовки нового типа, изготовленные из прогрессивных легких материалов, обладающих хорошими амортизирующими свойствами.
В начале 1970-х японский партнер Nike решил, что американцы зарабатывают слишком много денег. Ведь в 1965 году Фил с другом заработали $8000, а в 1971 году речь шла о $1,3 миллиона! Поэтому компания Onitsuka Tiger попыталась выкупить долю Nike и поднять цены на поставляемую обувь. Однако Найт предполагал такое развитие событий и задолго до этого связался с другой японской фирмой – Nisho Iwai. Однако уже тогда Найт, Джонсон и Бауэрман приняли решение запустить свое собственное производство на территории США. Ведь для этого у них было все: и технологии производства, и, разумеется, начальный капитал.
В 1971 году был придуман знаменитый логотип Nike – «росчерк», символизирующий крыло богини Ники. Его автор – студентка Портлендского университета Каролин Дэвидсон. Интересно, что девушка придумала логотип почти даром, ее вознаграждение составило всего $30. Позднее, когда фирма стала известна по всему миру, Фил Найт щедро отблагодарил Каролин. Она стала обладательницей некоторого количества акций компании и получила в подарок эксклюзивную статуэтку логотипа Nike, усыпанную бриллиантами.
Широкую популярность компания Nike приобрела благодаря одному нововведению: она начала выпускать кроссовки с необычной «вафельной» подошвой. Для ее производства использовалась совершенно новая, никому не известная технология. Свое название – «вафельная» – она получила из-за своего внешнего вида. На самом деле, такая рифленая подошва позволяла сделать кроссовки более легкими и при этом значительно увеличить импульс во время бега. Идея создания этой спортивной технологии принадлежала Биллу Бауэрману. По легенде, он придумал ее совершенно случайно, сидя на кухне и глядя на вафельницу своей жены.
Главный дебют Nike произошел в 1972 году. Это были Олимпийские сборы США перед летней Олимпиадой.
Кроме всего прочего, в те годы фитнес стал приобретать все большую популярность, что, в свою очередь, напрямую отразилось на продажах спортивной обуви с облегченной подошвой. Так компании Nike удалось надежно закрепиться среди мировых лидеров производства спортивной одежды и обуви.
Главным конкурентом Nike был и остается другой «спортивный гигант» — adidas. Фирмы соревнуются за главенствующую позицию на рынке спортивных товаров. В 1973 году Nike все-таки удалось вырваться вперед и завоевать 50% рынка, в то время как adidas находился не в лучшем положении.
Известно, что в целях рекламы многие производители сотрудничают с известными людьми из мира шоу-бизнеса, кино или спорта. И Nike – не исключение. Фирма всегда стремилась сотрудничать со звездами спорта и спортивными организациями.
Самый известный и самый скандальный контракт был заключен в 1985 году. Это был контракт с известным американским баскетболистом Майклом Джорданом на самом рассвете его карьеры. Это помогло Nike реабилитироваться в глазах потребителей и вернуть бренду былую популярность после временного спада спроса на товары фирмы. К слову, кризис был вызван попытками Nike производить модную повседневную обувь, что по непонятным причинам не понравилась потребителю.
После подписания контракта Майкл Джордан активно рекламировал бренд: он не только выступал в кроссовках Nike, но и носил их просто так. Для Майкла даже выпустили персональные кроссовки – Air Jordan. По иронии судьбы, из-за них Джордану приходилось регулярно выплачивать штрафы в размере $1000: дело в том, что черно-красная расцветка кроссовок была официально запрещена в НБА. Но Майкла Джордона это совсем не смущало, ведь за рекламу Nike он получал в разы больше.
Сегодня фирменная одежда и обувь Nike – это символ спорта во всем мире. Компания производит всевозможные товары для различных видов спорта: баскетбола, бейсбола, хоккея, гольфа и многих других. Nike нередко выступает в качестве спонсора различных спортивных мероприятий. Примечательно, что в мировом футболе лидирующее положение всегда занимал adidas. Однако на сегодняшний день Nike ничуть не уступает этому бренду благодаря своей активности в Интернете и поддержке миллионов поклонников марки.
Nike – один из крупнейших мировых производителей спортивных товаров. В 2001 году компания заработала примерно $10 миллиардов, и с каждым годом эта сумма растет. Заводы Nike расположены 55 странах мира, количество сотрудников превышает 30 тысяч человек. С трудом верится, что такой огромной империи еще нет и 40 лет. Центральный офис Nike расположен в городе Бивертоне, штат Орегон, США.
|
|