(р.1906).
Рус. сов. прозаик, одиозная фигура в истории сов. НФ, чью роль можно сравнить с ролью Т. Д. Лысенко в «развитии» отечеcтвенной биологии. Род. в Акмолинске (ныне — Целиноград), окончил Томский технол. ин-т, работал инженером-механиком, войну провел в оборонном НИИ; печататься начал с 1939 г.; с 1946 г. — професс. писатель. Чл. СП. Первая НФ публикация — киносценарий «Аренида» (фрагм. 1936 — в соавт. с И. Шапиро; в дальнейшем имя соавтора не упоминалось). Лауреат премии «Аэлита-81». Живет в Москве.
Собственное лит. дарование К. находится в резком противоречии с самозванным статусом «живого классика сов. НФ». Лучшим романом К. остается его дебют — «Пылающий остров» (сокр. 1940-41; 1941; испр. доп. 1957; испр. 1962, испр. 1975), переработанный из киносценария «Аренида», завоевавшего 1-е место на конкурсе в 1936 г. Написанная в духе т. н. «красного Пинкертона», книга представляет собой увлекательный приключенческий боевик на тему глобальной катастрофы (см. Климат, Оружие, Политика), чуть было не вызванной империалистами, заполучившими нов. источник энергии (он случайно «свалился» на Землю с Марса — мелькнувшая в переизд. романа гипотеза «Тунгусского метеорита» как звездолета пришельцев на десятилетия превратится для К. в «идею фикс»); ряд эпизодов читается как антифашистская НФ.
След. романы К. — «Арктический мост» (фрагм. 1941; фрагм. 1943; 1946; испр.доп. 1958), «Мол «Северный». Роман-мечта» (1952; испр.доп. 1956 — «Полярная мечта»; испр.доп. 1970 — «Подводное солнце») — написаны уже в полном соответствии идеологическим и «эстетическим» установкам фантастики «ближнего прицела», одним из активных пропагандистов к-рой стал писатель. Однотипные произв. посвящены циклопическим междунар. (обязательно под эгидой СССР) «стройкам века», обещающим всемирное счастье (с чем никак не могут согласиться «агенты империализма»). Последний роман в этом ряду — «Льды возвращаются» (1963-64; 1964) — рисует своеобразное разделение по классовому признаку: на фоне глобального похолодания социалистический мир неотвратимо движется к утопии, в то время как капиталистический — к Апокалипсису (см. Капитализм, Климат, Социализм).
Оттесненный на периферию сов. НФ в 1960-е гг., К. взял реванш полтора десятилетия спустя, когда усилились гонения на «идеологически невыдержанную» и «антирус.» НФ А. и Б. Стругацких и др. ведущих авторов сов. НФ 1960-70-х гг. Объемные и по лит. уровню близкие к графоманству, но зато «зовущие к светлому будущему» романы К., самозванно провозгласившего себя единственным непререкаемым духовным наследником и пророком «школы И. Ефремова «, — «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1971-73; 1974), «Купол Надежды» (1980; 1980). В первом романе нарисована очередная коммунистическая утопия (см. Коммунизм), во втором развивается гипотеза о 10-й планете Солнечной системы, взорвавшейся в результате глобальной катастрофы (ядерной войны), и о «прогрессорстве» уцелевших инопланетян на Земле (см. История в НФ); третий роман посвящен очередному грандиозному проекту планетарной инженерии (на сей раз — для решения проблемы продовольствия). Известны также два Собр. соч. — в 3-х тт. (1977-78) и в 3-х тт. (1989-90). Псевдоисторич. фантазии К. (см. История в НФ) — «Острее шпаги» (1981-82; 1984) и «Клокочущая пустота» (1985; 1986), герои к-рых — Пьер Ферма (автор претендует на доказательство его знаменитой теоремы) и Сирано де Бержерак.
Среди др. НФ произв. К. — повести «Лунная дорога» (сокр. 1959; сокр.1959-60 — «Планета пепла»; доп. 1960; 1963) и «Планета бурь» (1959; испр. 1962 — 1-я книга романа «Внуки Марса»; 1963) (см. Венера); экранизирована (см. «Планета бурь»); а также сб. «НФ» шахматных этюдов (К. — мастер шахматной композиции) — «Дар Каиссы» (1975; доп. 1983) (см. Спорт и досуг). Р-зы-гипотезы из сб. «Гость из космоса. Полярные новеллы» (1958; испр. 1963 — «Гости из космоса») — «Взрыв» (1946) и др., многочисленные статьи К. — столь же науч. несостоятельные и мистификаторские, как его проза (см. Научность НФ), — послужили мощным подспорьем для сов. сторонников псевдонаучных культов, долгое время пребывавших на полуподпольном уровне.
|