Зарегистрирован: 03 авг 2010, 17:04 Сообщения: 1908 Откуда: эта информация может быть доступна другим пользователям Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:18 раз. Награды: 2
Пролистывая беглым взглядом страницы истории медицины древности и последующих веков, везде мы можем найти отголоски проблемы нас интересующей. Личная гигиена и, в частности, интимная гигиена, человека когда-то была вопросом частным, когда-то общественным, когда-то запретным и неприличным. Сегодня - это целая индустрия, приносящая огромные прибыли. С одной стороны – это рекламная компания, гигиенический «ликбез», уже навязчиво-привычно достающая нас в средствах массовой информации. Бархатным голосом известного актера нам объясняют про то, что это «нежнее-нежного», и что это не для рук, не для ног и не для лица, - подразумевается, что это для других частей тела. Это и розовощекие младенцы, упакованные счастливыми мамами во все более и более совершенствующиеся памперсы. Это и летающие «крылышки» или некие тампоны, которые «окей» весьма стыдливо промокают чем-то синим и т.д. С другой же стороны – это целый и весьма важный и нужный раздел гигиены как науки о здоровье человека и пропаганды этого правильного и современно-разумного здорового образа жизни.
Гигиена в первобытном обществе.
История косметики и гигиены, в том числе интимной, начинается с древнейших времен, когда первобытные люди стали умываться, очищать и смягчать кожу, защищать ее от солнца, ветра, дождя, снега. Наблюдения археологов и ученых, изучающих различные артефакты и жизнь племен и народов, сохранившихся до нашего времени и стоящих на низших ступенях развития, подтверждают это. Не может быть никакого сомнения в том, что еще в самых глубинных временах истории, когда собственно человек еще не был гомо сапиенс (человеком разумным), он оказывал себе и своим детям посильную помощь для самосохранения и избавления от телесных страданий или неудобств, как это делали и делают животные. Конечно, трудно достоверно определить, когда человек впервые понял, что прежде всего вода – это универсальное средство гигиены, которое прекрасно избавляет от грязи, ведущей к болезням. Мелкий песок и зола служили прообразами моющих средств, лекарственные растения и минералы помогали при лечении некоторых заболеваний. Эмпирически найденные приемы лечения и защиты от болезней, первые навыки личной гигиены закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину и гигиену.
Древний Восток.
Много тысячелетий назад в сердце человеческой цивилизации – Месопотамии была создана древнейшая из дошедших до нас пропись - «фармакопея» медицинского содержания с большим количеством лекарственных трав и минералов. У древних шумер вавилонян и ассирийцев были выработаны строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции: мыть руки и тело, стричь волосы, использовать благовония и пр. Более того, на шумерском и аккадском языках врачевателей называли а-зу или асу – «знающий воду» и изображали в одежде в виде рыбы. Уже одно это позволяет нам сделать смелый вывод о том, что водные процедуры расценивались древними врачевателями Месопотамии как важнейшее средство интимной гигиены и общим залогом здоровья. Компоненты их лекарственных средств насчитывали не одну сотню наименований и могли использоваться при втираниях, полосканий и обмываниях, а также применятся в виде мазей, пилюль, свечей и тампонов.
В древности в религиозных традициях многих восточных народов, в том числе древних евреев, были уже закреплены некие правила поведения при естественных физиологических процессах, происходивших в организме человека. «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера». В последующие исторические периоды помимо догматических установок человечество постепенно приходило к мысли о необходимости изобретения практических гигиенических средств.
Интимная гигиена в Древнем Египте.
Принято считать, что родина современной интимной гигиены - страны Древнего Востока и, прежде всего, Египет.
Когда удалось прочесть египетские папирусы, возникла картина уровня знаний за три тысячи лет до нашей эры. Сведения о различных болезнях и их лечении встречаются в "Гинекологическом папирусе" из Кахуна, "Ветеринарном папирусе", папирусах Эруса, Бругша и др. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Папирусы, посвященные вопросам медицины, содержат и косметические рецепты, и описание гигиенических процедур, зачастую вперемешку с молитвами и заклинаниями. В Лейпциге хранится знаменитый «Папирус Эберса», датируемый 2000 г. до н. э. В нем описываются способы омовения миртовым маслом, елеем, оливковым или кунжутным маслом, а также бальзамом, который доставляли из Северной Африки, Аравии и Палестины. Египетским целителям были известны лекарственные растения, многие из которых - касторовое масло, льняное семя, полынь и опий - применяются в медицине и сегодня. Египетские врачи приготовляли из них отвары, пилюли, мази, целебные свечи. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение.
Высокого уровня достигла и гигиена Древнего Египта: диета и соблюдение чистоты входили в религиозные предписания. Бога мудрости Тота египтяне обычно изображали в виде человека с головой птицы ибис или же в виде самой птицы. Причина изображения его ибисом заключается, по всей видимости, в том, что эта птица известна как истребительница змей, червей, скорпионов и вредных насекомых - бича Египта. Особенно древние египтяне опасались червей, поскольку они, как считали древние врачи, могли появляться в организме человека не только в результате приема плохой, загрязненной пищи и воды, но и в результате порчи его "соков ". В результате таких представлений о причинах болезней основу их предупреждения и лечения составляли очистительные мероприятия: омовения, изгнание видимых и невидимых червей, удаление "дурной "крови и "испорченного "воздуха, прием больным слабительных, потогонных, рвотных и других очистительных средств. В эпоху позднего царства этому богу приписывалось авторство так называемых "Герметических книг", которыми регламентировалось лечение болезней в эпоху последних фараонов, персидских и греческих властителей.
Поэтому понятно глубокое почтение египтян к богу Тоту, которому они приписывали изобретение клизмы. Данное изобретение, а самое главное – его широкое и повсеместное использование в Египте, навевает мысли и о том, что уже тогда использовалось и спринцевание. Тем более что именно из Египта ведут свою историю и средства менструальной гигиены. Сведения, содержащиеся в египетских манускриптах, позволяют нам узнать о тампонах, сделанных из льняных волокон, которые "вводились в плоть" во время менструации. Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) описал средства внутренней защиты сделанные из свернутой в трубочку ткани, а также из круглого деревянного стержня, покрытого абсорбирующим материалом. Согласно еще одному сохранившемуся источнику "... жительницы Египта, Сирии и Вавилона предпочитали внутренние средства гигиены в форме рулончика, который изготавливался из мягкого папируса (для богатых) и из тростника (для бедных)".
Существует и еще один любопытный артефакт, на этот раз затрагивающий вопросы интимной гигиены мужчин. Дошедшие до нас признаки использования презерватива в древнем Египте относятся к временам XIX Династии (1350 -1200 год до Р.Х.). Сегодня очень трудно по обнаруженным рисункам судить о назначении кондомов – религиозном, интимном или контрацептическом. Тем не менее, в Национальном музее в Каире утверждают, что хранящийся у них кожаный мешочек и есть первый в истории презерватив и носил его сам фараон Тутанхамон (1343-1325 до Р.Х.), правивший Египтом в возрасте с 9 до 18 лет.
Конечно, собственно медицинских сюжетов в художественных росписях и рельефах древнеегипетских гробниц и храмов, скульптур и иллюстраций "медицинских папирусов" сохранилось до нашего времени не так уж много, но они являются важным источником по истории древнеегипетской медицины. На одном из могильных памятников из Саккары сохранилось изображение ритуала обрезания, говоря медицинским языком, циркумцизия (обрезание крайней плоти пениса), который египтяне совершали с гигиенической целью. Операция производилась с помощью кремневого ножа.
В Египте обычай обрезания несколько раз упразднялся и вновь вводился в обиход. Геродот объяснял его заботой о личной гигиене, современные же ученые склонны рассматривать его и как магический акт, символизирующий кровавую жертву божеству. Кроме того, Геродот утверждает, что евреи, эдомитяне, аммонитяне и моавитяне заимствовали обычай обрезания у египтян. Это кажется тем более вероятным, что в Месопотамии, откуда названные племена прибыли в Ханаан, такого обряда не существовало. Греческий историк утверждает, кроме того, что египтяне, в свою очередь, переняли обычай обрезания у эфиопов. История обрезания подробно описана в Библии. Авраам, который вел свой народ из Ирака в Палестину, услышал глас Божий, повелевший ему обрезать острым камнем крайнюю плоть. С тех пор так должно поступать всем иудеям мужского пола в знак союза с Господом. Однако если смотреть на предмет с другой точки зрения, то обрезание, безусловно присутствующее и в первобытном обществе и позже, в первую очередь вопрос личной гигиены. Этим издревле и объясняется его популярность среди народов пустыни и степных кочевников, для которых вода до сих пор ценится дороже золота. Для большинства из них это был обряд, показывающий возмужание мужчины, инициацию. Обрезание всегда было распространено у арабов; оно вошло в обиход и у мусульманских народов.
Таким образом, возвращаясь к медицине Древнего Египта, отметим, что она находилась на очень высоком уровне и в значительной степени повлияла на развитие медицины в Древней Греции. Тот же Геродот в своей «Истории» упоминал, что египетские врачи считаются лучшими в мире. Египтяне, от которых, во многом унаследовали медицину греки, придерживались идеи четырех основных стихий, а именно: огня, воды, воздуха и земли, которые, по их мнению, оказывали влияние на здоровье человека.
Древняя Греция и Рим.
Античная эпоха оставила глубокий след в истории мировой цивилизации. Древние греки и римляне заложили основы европейской культуры. Сами древние греки во многом опирались на опыт и знания Древнего Египта, Вавилона, Ассирии и Финикии. О медицинских знаниях и врачебной практике древних греков и римлян мы можем судить как по письменным, так и по материальным источникам. Это надписи и рисунки на посвятительных стелах и бытовых предметах, папирусные и пергаментные свитки, эпические ("Илиада "и "Одиссея") и литературные произведения, мифы и легенды, философские труды и медицинские трактаты.
Так только "Гиппократов сборник" содержит ряд специальных работ: "О природе женщины", "О женских болезнях", "О бесплодии" и др. В заключительный период истории древней Греции - эпоху эллинизма занятие акушерством и гинекологией стало выделяться в самостоятельную профессию. Так, известным акушером своего времени был ученик Герофила Деметрич из Апамеи (II в. до н.э.). Другой александрийский врач Клеофант (II в. до н.э.) составил обширное сочинение по акушерству и женским болезням.
В I-II вв. н.э. в Риме работал хирург и акушер Архивен, который впервые применил при обследовании влагалища и шейки матки зеркало, названное им диоптра (греч. dioptra; от diopleuo - видеть всюду).
Общеизвестно, что в Древней Греции был особый, прославленный историей и литературой культ тела, чистоты, гигиены, здоровья. После длительных и тщательных омовений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, ароматические средства. Ближний Восток имел сильное влияние на Древнюю Грецию, поставляя ей не только благовония, но и культуру эстетики и гигиены. В трудах того же Гиппократа можно найти множество советов и в области косметики и личной гигиены. Он уделял особое внимание изучению дерматологии. В качестве средств, способствующих сохранению и оздоровлению кожи, рекомендовал правильное питание, свежий воздух, массаж, а главное — разумный образ жизни. В Греции изготавливались ароматические масла, жиры и многие иные косметические средства.
Из Древней Греции культура гигиены и эстетики попала в Рим, где получила дальнейшее развитие. Всем известны римские термы (бани), которые занимали большое место в жизни знатных римлян. Они служили местом отдыха, спортивных упражнений и развлечений, здесь происходили встречи политических деятелей, людей искусства и литературы. Патриции проводили в публичных купальнях лучшее время. В банях применялись разные виды массажа для сохранения стройности фигуры, силы мышц и эластичности кожи. В те времена уже существовали специалисты-парфюмеры, готовившие масла для умащивания и растирания.
Достигшая высокого расцвета медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи - охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии - покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). Одна из лечебниц Эллады, известная целебными минеральными водами, обязана своим именем древнему городу Термон, название которого происходит от эпитета "термия" ("теплая"). Дочь и верная помощница Асклепия, юная Гигиея, обычно изображалась красивой женщиной в традиционном одеянии, с чашей лекарства в руке и волшебной змеей, обвившейся вокруг чаши. Гигиея единственная из детей Асклепия имела свои храмы и алтари, и потому ее статуи, вырезанные в мраморе и камне, отлитые в бронзе, дошли до нас в сравнительно большом количестве[. На многочисленных греческих вазах имеются также художественные изображения сцен личной гигиены и правильного ухода за телом[. В этой связи приходит на ум замечательное высказывание Платона: «Вода смывает все людское зло». Необыкновенно поэтичны и изящны рисунки с изображением купальщиц, женщин за утренним туалетом. Часто встречающимся сюжетом было изображение бань, мужских и женских. Выполняя свое прямое назначение - задачи гигиенические, бани вместе с тем были в Древней Греции своеобразными общественными клубами, в которых свободные граждане встречались не только для омовения, но и для отдыха, обсуждения проблем полиса и даже для развлечений.
Так великий Гомер свидетельствует о соблюдении норм личной и общественной гигиены. Моются гомеровские герои, можно сказать, до самозабвения, моются везде, где есть вода. Вот Навсикая вместе с подругами купается в устье реки (Одиссея. Песнь VI, 96). А затем и Одиссей обмывается в потоке этой же речной воды:
Одиссей же, в поток погрузившийся, тину,
Грязно облекшую плечи и спину его и густые
Кудри его облепившую, смыл освежительной влагой
(Одиссея. Песнь VI, 224–226).
А вот тот же Одиссей вместе с Диомедом идут купаться в море после убийства троянского разведчика Долона:
Сами же тою порой, погрузившися в волны морские,
Пот и прах смывали на голенях, вые и бедрах
(Илиада. Песнь Х, 572–573).
Для омовений гомеровские герои использовали не только естественные водоемы, но и специальные купальни или бани:
Там, положивши на кресла и стулья свои все одежды,
Начали в гладких купальнях они умываться
(Одиссея. Песнь XVII, 86–87).
Поэмы Гомера позволяют утверждать, что уже в древнейшие времена у греков сложилась целая система норм личной, в том числе интимной, гигиены: мытье рук и ног, омовение и умащение тела, уход за посудой и одеждой. Помимо воды как главного средства гигиены упоминаются также оливковое масло, серные окуривания.
Кроме всего прочего, древние гречанки тоже отдавали предпочтение внутренней форме гигиены, и пользовались самодельными тампонами, сделанными либо из свернутой в трубочку ткани, либо из круглого деревянного стержня, покрытого абсорбирующим материалом. Согласитесь, что дерево, что тростник, вряд ли могли обеспечить комфортные ощущения. Такие тампоны не могли принимать форму и нередко вызывали внутренние повреждения стенок влагалища.
Древние римлянки использовали более щадящие, с точки зрения тактильных ощущений, предшественники тампонов - рулончики мягкой шерсти, слегка смазанные жиром. Византийские аристократки предпочитали только самую лучшую шерсть, импортируемую с Кавказа, которая особым образом вычесывалась и скатывалась в тампоны.
В этот период был сделан первый шаг в массовом использовании и средств мужской защиты и гигиены. В античном Риме прототипы презервативов использовались как для украшения, так и для контрацепции и защиты от заболеваний. В то время уже догадывались о венерических заболеваниях. Применялись кондомы в сравнении с Египтом более демократично и сырьё для производства стало доступнее. Достоверно известно, что полководцы древнего Рима заботились о заготовке на время длительных походов и выдавали солдатам высушенные кишки домашнего мелкого скота для использования в качестве презервативов. Кроме того, мочевые пузыри скота использовались как женские презервативы. К сожалению, следом за просвещённым античным Римом наступили тёмные Средние Века. Использование презервативов в Европе практически сошло на нет.
Кроме того, в этот период на помощь воде и гигиене пришло мыло. Древнеримский писатель и историк Плиний сообщает, что в его время (I век н. э.) мыло уже было хорошо известно и производилось в промышленных масштабах из золы и животного жира. Наилучшим сырьем считались жир козы и зола бука. К мысли вводить в мыло ароматические добавки пришли значительно позже, поэтому не только женщины, но и мужчины пользовались духами, различными ароматическими мазями и притираниями, основной целью которых было заглушить неприятный запах, оставшийся после мытья. Зато в отношении комфорта в ванной римляне даже опережали нашу эпоху. Судя по системе труб, найденной при раскопках вилл богатых горожан, в их дома подавалась не только горячая и холодная, но еще и теплая вода. Иногда имелись даже специальные ванные комнаты для купания в холодной и в горячей воде. Трубы к этим ваннам шли от общественных бань, какими пользовались люди победнее. Впрочем, и знатные римляне любили иногда посетить общественную баню, служившую им чем-то вроде клуба. Ритуал посещения бани состоял из пребывания в парной, купания в ванне с горячей, а затем с холодной водой. Согласно традициям того времени баня считалась действенным средством врачевания, первейшим средством личной гигиены и широко использовалась при лечении многих болезней. В стихотворении неизвестного древнеримского поэта «Похвала баням» говорится о целебных свойствах бани:
Даров источник многих в банях мы найдем:
Смягчить мокроту могут, влагу тела взять,
Избыток желчи гонят из кишок они,
Смягчают зуд, - приятен и докучен он…
Забывчивость уносят, память же хранят,
Для размышленья разум прояснять вмиг,
К беседе оживленной направляют речь,
А тело все блестит от омовенья там. Древняя Русь
Прямой продолжательницей замечательных гигиенических традиций античности и Византии стала Русь. Конечно, в силу климатических условий банные процедуры у нас носили несколько иной характер, но, что самое важное, они являлись неотъемлемой частью жизни всех слоев общества.
Древние славяне, бывшие, как свидетельствует история, крепким и здоровым народом, жившим в условиях сурового климата, применяли массаж и баню в целях закаливания организма. В ходу были растирающие движения по всему телу вместе с похлопыванием и стеганьем тела березовым и дубовым вениками. Об этой форме массажа, которая у древних славян называлась "хвощеванием", говорит тот факт, что часто одно племя платило другому дань березовыми вениками как предметами первой необходимости, так что становится понятным, откуда появилась любовь к баням среди славян. В летописях Нестора (ок. 1113г.) есть такое описание: "Как ся мыют, хвощут... видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокуться, и будут нази, и обольются мытелью, и возьмут ветвие и начнут ся бити... и обливаются водою студеную и такс живуи". Русская баня была неотъемлемой частью быта древней Руси, и издавна считалась замечательным средством врачевания[17]. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением она использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи, делали кровопускание, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарствами, сваренными из трав, масел и пр. Спустя столетия выдающийся российских врач и акушер Н.М. Максимович-Амбодик писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою…бане». Даже в те далекие времена, когда еще не было представления о парфюмерной промышленности, у жителей Руси уже существовала гигиеническая культура, возникшая параллельно с народной медициной. Для сохранения не только здоровья, но и молодости, красоты рекомендовалось умеренность в питании, омовения в водоисточниках, в том числе и целительных, применение водяных, паровых, суховоздушных бань. Новорожденного ребенка купали в теплой воде с небольшим количеством щелока на соломенной золе. При опрелостях и сыпях использовали присыпку из растолченного мела или растертого в порошок каменного кирпича. Наибольшее распространение в народной косметике и личной гигиене имели листья ромашки, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др. Рекомендации об их применении до сих пор сохранились в отдельных травниках и лечебниках. Настои растений применяли в виде умываний и протираний, ванн, примочек. Мудрость многих поколений способствовала обогащению и развитию этого поистине народного метода лечения.
Английский посланник Дж. Флетчер с нескрываемым изумлением писал в своем очерке «О государстве русском»: «Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо всяких лекарств. Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз».
В «Домострое» - этом замечательном письменном свидетельстве XVI века нормы гигиенического поведения также нашли свое отражение: «А пока хлебы пекут, тогда и одежды стирают, так что и с одной топки и дровам не убыточно, но нужно приглядывать, как нарядные рубашки стирают и лучшую одежду, и сколько мыла идет и золы на сколько рубашек, чтобы хорошо постирать, и прокипятить, и начисто прополоскать, и высушить и погладить и скатерти, убрусы, и платки, и полотенца». И далее – в главе «Как всякую одежду жене носить и хранить»: «Платья и рубашки и платки на себе носи бережно всякий день, чтобы не извалять, не запятнать, не измять, не залить, на кровавое и на мокрое не класть». По уровню развития гигиены и санитарии древнерусское государство в X-XIV вв. не только не отставало, но и опережало многие страны Западной Европы.
Средние века и Возрождение.
Общеизвестно, что в эпоху средневековья наблюдался некий общий упадок культуры и санитарно-гигиенических норм. Но несмотря на скученность населения в городах, отсутствие канализации богатые европейские горожане утром принимали горячую ванну в деревянной бадье. В подвалах замков феодалов были оборудованы парилки с деревянными полами и лавками. В предбаннике хранились огромные кувшины с настоями ароматных растений и трав. Были выпущены правила поведения, предписывающие перед едой и особенно утром омовение рук и лица. В средневековых замках во Франции сохранились небольшие помещения с фонтаном посредине, на стене или на поверхности фонтана была сделана надпись в назидательном характере: "нужно мыть руки, чтобы быть чистым идя, к столу".
Позже в учебниках хорошего тона 16 века настойчиво продолжают напоминать о том, что "лицо и руки рекомендуется мыть ежедневно". Философ и писатель Монтень очень сетовал на то, что перестали принимать ежедневные ванны, способствующие восстановлению бодрости духа. Он писал: "Я высоко ценю полезную для здоровья ванну и думаю, что мы навлекаем на себя недомогания, утратив обычай, соблюдавшийся в прежние времена". В домах богатых горожан и знати продолжали подавать дорогие миски или небольшие тазики с водой для полоскания рук, но обычай мыть руки перед едой постепенно был утерян. Вместо этого гости в угоду хозяину обмакивали кончики пальцев в воду, быстро вытирая их салфеткой.
Интимная гигиена европейских женщин того периода заключалась в том, что они носили в период менструации обычную тканевую повязку, сложенную в несколько раз и приколотую к поясу юбки. Хотя такая прокладка не была особенно надежной и вызывала у женщин дискомфорт, окружающие, благодаря тому, что юбок на женщине было много, не замечали пятен, остающихся на нижнем белье. Такие тканевые прокладки использовались неоднократно, очищаясь при помощи обычной стирки. Мощнейшим толчком к повторному изобретению презервативов в Европе, как незаменимых помощников гигиенических противоинфекционных средств, явилась первая экспедиция Христофора Колумба в Америку, а точнее, команда корабля, которая привезла в Европу в 1494 г. сифилис с острова Гаити. Этой болезнью через несколько лет были уже почти поголовно охвачены практически все европейские страны. К XVI веку сифилис стал самой распространенной болезнью в мире. По разным оценкам в отдельных странах, например, в Италии, больными было до 70% половозрелого населения. В 1564 г. посмертно было опубликовано произведение "De Morbo Gallico" Габриеля Фаллопия (1523-1563). В нем итальянский анатом описал льняной презерватив и возможность его усовершенствования с помощью вымачивания в специальном химическом растворе и просушки в тени. Презерватив использовали для защиты от венерических заболеваний. Фаллопий протестировал презерватив среди 1100 мужчин и ни один из них не получил заражения. Второе пришествие более удобных и изысканных презервативов из ливера домашнего крупного и мелкого скота состоялось благодаря придворному врачу Карла II - полковнику Его Величества королевской армии, графу Кондому (Condom или Condum, Condon, Conton). Доктор сделал для короля противозачаточно-гигиенические колпаки - мешочки из масла и бараньих кишок. По предложениям и иных аристократов, от которых доктор Кондом не мог отказаться, возникло мелкосерийное производство презервативов. Презерватив таким образом послужил основой первого известного в истории человечества превращения торговой марки в имя нарицательное. В литературном языке слово "кондом" закрепилось уже к 1706 г. в стихотворении под названием "Шотландский ответ Британии", включающим ссылки на специальные инструменты для борьбы с венерическими заболеваниями, включая кондомы.
В истории мировой культуры период Нового Времени, начало которому положили нидерландская и английская буржуазные революции, характеризуется переходом к новым прогрессивным взглядам в искусстве, науке и, в частности, в медицине. Многочисленные исследования и открытия в области физики, химии, биологии, способствовали сближению науки, практики и производства. В эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции развивается парфюмерия и косметическая промышленность. Начинается выпуск одеколонов, духов, масел, кремов. Самый же главный шаг в проблеме развития средств личной и интимной гигиены был сделан уже в конце 19 и в 20 веке.
19-20 века
Современный подход к интимной гигиене сложился в конце XIX - начале XX века прежде всего в Европе и Северной Америке. Средства гигиены стали использоваться, что называется - «a capillis usque ad ungues» (лат.) от волос до ногтей. Технический прогресс, разумеется, коснулся абсолютно всех сторон жизни человека и, даже его интимной части. По мере изобретения новых материалов с уникальными для своего времени свойствами начинают появляться и новые виды гигиенической продукции.
Важнейшим революционным шагом вперёд было изобретение процесса горячей вулканизации резины в 1839 г. Ч. Гудиером (США). Презервативы из резины стали массовым продуктом после 1844 г., когда полученная по новой технологии резина получила применение в контрацепции и как средство личной гигиены. Одним из первых в мире резиновых заводов, использующих новую технологию, стало "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры" в Санкт-Петербурге, основанное в 1859 г. Позже, в конце XIX века, завод получил название "Резиновая мануфактура "Треугольник". К этому времени завод обзавелся и собственным научно-исследовательским центром, очень авторитетным и весьма продвинутым. Центр был одним из мировых лидеров в разработке резиновых технологий. Выпускал завод и протекторы для предохранения и снижения заболеваемости венерическими болезнями. Уже в 30-х годах в СССР был построен Баковский завод резинотехнических изделий (Московская область). Баковский завод начал работать в 1936 г. и сразу прославился на всю страну выпуском презервативов, или, по-другому, резинового изделия №2. Смысл этого обозначения объяснялся просто: изделием №1 на заводе, да и в стране был противогаз. Когда в начале 80-х годов XX века был выявлен ВИЧ вирус, который вызывает СПИД, стало очевидно, что только использование презервативов и защищенный секс могут остановить мировую эпидемию.
Первые женские прокладки, изготовленные промышленным способом, появились в США. В то время женщины все еще использовали для интимной гигиены специальное белье или отрезки ткани, которые после очередной стирки шли в ход повторно. Во время первой мировой войны медицинские сестры для своих «критических нужд» стали употреблять новый перевязочный материал – целлюкотон. Его высокая степень впитывания сразу была оценена по достоинству и немедленно пущена в ход в качестве лучших на то время самодельных гигиенических средств. С 1920 г. началось уже коммерческое производство прокладок. Первый же тампон – прототип сегодняшних тампаксов, котексов, o.b и пр. – был изобретен чуть позже, в тридцатых годах 20 вв. В 1936 г. американская компания Tampax впервые представила современный тампон промышленного производства. Этот интравагинальный тампон изобрел в 1933 г. хирург Эрл Хаас из американского штата Колорадо. Эрл Хаас сделал гениальное изобретение не ради славы, а из желания помочь своей жене. Ее не устраивали существующие в то время прокладки, они мешали кататься на лошади. По просьбе супруги доктор Хаас свернул тампон из хирургической ваты, пришил по всей его длине шнур и поместил тампон в картонную трубочку, которую впоследствии назвали аппликатором. Тампон был назван им "Tampax", от английских слов "tampon" (тампон) и "pack" (упаковка). Через 3 года тампон доктора Хаас был признан ценнейшим открытием в области гигиены.
На сегодняшний день средств интимной гигиены великое множество. Это уже общеизвестные и общеприменяемые во всех странах мира, презервативы, тампаксы и пр., всевозможные прокладки, памперсы, многочисленные и многообразные гели, кремы, специальное мыло и многое-многое другое. Все эти чудо-продукты современной цивилизации значительно облегчили процесс соблюдения норм личной гигиены. Вопрос лишь в ценовой политике компаний-производителей, а, следовательно – доступности этих предметов гигиены, а также гигиенической грамотности широких слоев общественности.
Зарегистрирован: 03 авг 2010, 17:04 Сообщения: 1908 Откуда: эта информация может быть доступна другим пользователям Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:18 раз. Награды: 2
да, но порой бывали казусы:
Цитата:
Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Средневековье вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья: «Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни - порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни - жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов - луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника - как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой». В то время, пишет Зюскинд, «не существовало не единого вида человеческой деятельности, ни созидательной не разрушительной, ни единого выражения зарождающейся или загнивающей жизни, которую бы постоянно не сопровождала вонь». Попробуем разобраться, не возвел ли писатель напраслину на Прекрасное Средневековье и не сгустил ли краски для эпатажа наивного и доверчивого читателя. Судите сами. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.
Цитата:
Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.
Зарегистрирован: 03 авг 2010, 17:04 Сообщения: 1908 Откуда: эта информация может быть доступна другим пользователям Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:18 раз. Награды: 2
Цитата:
Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало... Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу.
В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски (в Древнем Риме использовали даже мочу из общественных уборных — ее продавали красильщикам шерсти и дубильщикам кожи). То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.
Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).
Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах...
Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья наши предки относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья... Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.
Наглядное представление о гигиене средних веков, волне адекватное реальности, можно получить, посмотрев фильм «13-ый воин», где лоханка, в которой умывается и куда сморкается и плюется один, переходит по кругу. Пару лет назад англоязычную часть интернета обошла статья «Жизнь в 1500-х годах» («Life in the 1500's», тут же названная христианами «антикатолической ложью»), в которой рассматривалась этимология различных поговорок. Авторы утверждали, что именно такие грязные лоханки спровоцировали живую и поныне идиому «не выплеснуть с водой ребенка». Действительно - в грязной воде можно было и не заметить. Но в реальности и такие лоханки были большой редкостью. В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу:
«По-видимому, монахини появились раньше, чем монахи: не позднее середины III столетия. Некоторые из них замуровывали себя в гробницах. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки». (Бертран Рассел)
Прошли столетия, прежде чем человечество вновь подружилось с водой и вспомнило о пользе мытья в бане. Но если в случае с разрушенными банями еще можно пробовать искать объяснение, то чем христианам не угодила канализация, на первый взгляд не понятно.
Зарегистрирован: 03 авг 2010, 17:04 Сообщения: 1908 Откуда: эта информация может быть доступна другим пользователям Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:18 раз. Награды: 2
Один эпизодик из Дюма «Три мушкетера», не вошедший по причине тогдашней цензуры
Цитата:
Атос, Портос и Арамис Однажды в баню собрались.. Служили братцы при дворе – И надо соответствовать вполне!!!
Причина впрочем не одна.. Не так уж баня им нужна! Недавно мылись мушкетёры – В прошлый месяц, в первый вторник...
Они всегда во вторник шли! – Двенадцать раз в году, как штык! Причина ж номер два была – Присяга дартаньянина...
Не мылся с самой он Гаскони! Дышать нельзя уже от вони!.. Глаза закрыв, не отличить – То конь его иль Дартаньян стоит...
Атос принес с собой насос, Портос - шампуня для волос.. А Дартаньяну Де Тревилль Мочалку личную вручил!...
И надо ж было в этот час Случиться вдруг у банных касс – Гвардейцам господина кардинала! (Видать им бани – тоже не хватало!)..
Мест в бане стало не хватать! И кто то должен уступать!. А видано ль такое дело, Чтоб уступить в бою НЕСМЕЛО??
И завязалась потасовка – Хоть без оружья были группировки!! Со шпагами не ходят мыться!- Ржавеют..и нельзя потом рубиться..-
Смешалось всё в клубок единый! Насилу их зеваки растащили.. Печален был итог той драки...- Помоечный весь инструмент-в клоаке!
И только гордо Дартаньян Подарок именной держал!.. Мочалочный обрывок-сантиметра три – Он прижимал к своей груди!!..
Короче, драка славная была.. – Дошло известие до короля! Сей муж решил издать указ – Кому, когда, в который час...
Указ особый тот гласил: ОТНЫНЕ ! чтобы наших сил, Что охранять должны меня, Не израсходовалось зря.
Я утверждаю! - День среда – Помывка мушкетёров короля! А вторник - занести в анналы – Гвардейцев господина кардинала!..
А воскресенье - день недели – Отдать всю баню для Миледи! Расписанье, вашу мать!!! Знать и строго соблюдать!!..
Внизу указа подпись там была: Государство - это я!!! Работяга, трудоголик – Французский ваш король – ЛЮДОВИК!
Зарегистрирован: 03 авг 2010, 17:04 Сообщения: 1908 Откуда: эта информация может быть доступна другим пользователям Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:18 раз. Награды: 2
Зарегистрирован: 03 авг 2010, 17:04 Сообщения: 1908 Откуда: эта информация может быть доступна другим пользователям Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:18 раз. Награды: 2
Цитата:
В эпоху первобытного общества человек для очищения тела научился использовать воду, песок и золу, о чем свидетельствуют некоторые археологические раскопки. В древности появилась первая медицинская рукопись - «фармакопея». В ней уделялось гинекологическим проблемам и интимной гигиене женщин.
Родина интимной гигиены
Несмотря на то, что у многих народов соблюдение чистоты тела было важной частью обыденной и религиозной жизни, настоящей родиной интимной гигиены принято считать Древний Египет. Именно в этом государстве гигиена, особенно женская, стала культом. При раскопках были найдены несколько папирусов на медицинскую тему, и среди них так называемый «Гинекологический папирус из Кахуна», описывающий «женские проблемы», способы их лечения и меры по соблюдению интимной гигиены. Например, представительницам знати и служительницам в храмах надлежало ежедневно ухаживать за интимными частями тела: подмывать половые органы водой, ополаскивать их специальными настоями трав, втирать благовония. Археологи также полагают, что именно египетские врачеватели изобрели клизму, а это позволяет предположить, что у египтян было распространено спринцевание. Кроме того, даже средства менструальной гигиены впервые появились в Стране Пирамид - папирусы подробно описывают процесс скручивания тампонов из льняных волокон, предназначенных «для введения в плоть» во время менструации. Другие манускрипты содержат сведения о том, что богатые египтянки использовали тампоны из мягкого папируса, свернутого в виде рулончика. Бедным женщинам приходилось довольствоваться тампонами из тростника.
Из Египта учение об интимной гигиене распространилось в Древнюю Грецию, а оттуда в Римскую Империю. Знаменитый Гиппократ в V-IV веке до н.э. написал несколько трудов по женской медицине: «О природе женщины», «О бесплодии», «О женских болезнях». Он рекомендовал во время менструации использовать свернутую в трубочку ткань или деревянный стержень, обернутый мягким материалом. Клеофант из Александрии во II веке до н.э. прославился своими сочинениями по акушерству и женским болезням. А римский хирург Архивен в I-II веке н.э. впервые применил для обследования влагалища и шейки матки специальное зеркало - диоптру.
В Средние века наблюдался общий упадок культуры, поэтому и соблюдение санитарно-гигиенических норм перестало быть необходимостью. Доходило до того, что женщины просто вытирали менструальные выделения краем платья. Позднее, в эпоху Возрождения, регулярное принятие ванны, омовение рук перед едой и сном снова стали привычными мерами. В период менструации женщины в Европе пользовались тканевыми повязками, приколотыми к поясу юбки. Такое средство гигиены нельзя было назвать надежным, однако в ту эпоху юбок на женщине было множество, поэтому пятна оставались лишь на нижних. Кстати, такие прокладки были многоразовыми - после использования их стирали, сушили, посыпали ароматическими солями или пудрой и применяли еще несколько раз.
Прокладки
Изготовление прокладок промышленным способом было налажено в США в начале XX века. Медсестры во время Первой мировой войны придумали использовать в качестве средства менструальной гигиены перевязочный материал целлюкотон (хлопковая целлюлоза Прим. Академии), обладающий повышенной степенью впитывания. Буквально через несколько лет началось массовое производство прокладок из целлюкотона. А в 1933 году американский хирург Эрл Хаас создал первый в истории тампакс. Его жена постоянно жаловалась, что ей неудобно ездить на лошади, используя во время менструации толстые прокладки, и тогда Хаас свернул кусок медицинской ваты, протянул через него шнур и поместил ватный рулончик в трубочку из картона. Полученное изобретение получило название «tampax» - от английского «tampon», «тампон», и «pack», «упаковка». В 1936 году тампакс был признан величайшим изобретением в области интимной гигиены.
Долгое время в нашей стране интимная гигиена была темой, закрытой для обсуждения. Считалось, что подобные беседы крайне неприличны, поскольку касаются области секса, разговаривать о котором и вовсе недопустимо. С одной стороны, это вполне понятно - дело-то исключительно деликатное и сугубо личное, а вот с другой - недостаток информации по этой теме, уклонение от открытого разговора приводило к тому, что уровень гинекологических заболеваний оставался неизменно высоким. К счастью, за последние годы ситуация заметно улучшилась. Об интимной гигиене стали свободно говорить и в средствах массовой информации, и в семейном кругу. Во многих школах даже введен специальный предмет «Этика и психология семейной жизни», и на уроках девочки получают элементарные знания не только о строении своего тела, но и о способах ухода за ним.
Зарегистрирован: 28 май 2010, 20:59 Сообщения: 2836 Откуда: Минск Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:14 раз. Награды: 2
ApRiOrI, это форменный бред, не имеющий к Дюма и мушкетерам никакого отношения.
Помимо этого. как ценитель литературы и знаток творчества Патрика Зюскинда позволю себе не согласиться с формой описания вот этого:
Цитата:
Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья:
Он никогда не отличался педантизмом в своих произведениях.Уж чего чего,а этого никогда там не наблюдалось. он не ужасается, он просто описывает так,чтобы ужаснулись мы.
Зарегистрирован: 03 авг 2010, 17:04 Сообщения: 1908 Откуда: эта информация может быть доступна другим пользователям Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:18 раз. Награды: 2
Миху, умничка!!! Пять баллов! Нет... десять с плюсом!!!
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения