Зарегистрирован: 03 авг 2010, 17:04 Сообщения: 1908 Откуда: эта информация может быть доступна другим пользователям Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:18 раз. Награды: 2
Традиционный белорусский костюм
По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды. Женский комплекс костюма состоял из рубахи с отложным или стоячим воротом, полосатой или клетчатой юбки, передника и безрукавки. Рубаха и передник украшались вышивкой и узорным тканьем по рукаву и подолу. Замужние женщины прятали волосы под чепец, предварительно накручивая их на лубяной обруч, а поверх чепца навивали "наметку" - старинный головной убор в виде длинного льняного полотенца. В XIX веке наметки постепенно вытеснились фабричными головными платками. Девушки заплетали косы, ходили с непокрытой головой или носили венки, оставляя непокрытой макушку На свадьбу невеста также надевала венок из бумажных цветов украшенный шелковыми лентами и шелковой тесьмой. Любимым украшением белорусок были стеклянные бусы и бисерные низки. http://www.ethnomuseum.ru/gallery2050/2 ... 4_3823.htm
Белорусский национальный костюм— сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе.
Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.
При изготовлении костюма использовались такие виды декоративно-прикладного творчества, как ткачество, плетение, ювелирное искусство, обработка кожи и другие.
История костюма Формирование белорусского традиционного костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К концу XIX — началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ёё форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён. Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.
Локальные разновидности На территории Белоруссии исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточно строго привязанных к определённой местности.
Мужской костюм Повседневная одежда Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, наговиц (поясная одежда). Рубаха носилась навыпуск, подпоясывалась цветным поясом. Карманы отсутствовали, их заменяла кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к кожаному поясу. Верхняя одежда В качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Очень богатые люди носили шубы из меха. Также существовала верхняя одежда из сукна, которая называлась по-разному: «епанча», «кирея», «бурка», «чуя». Головные уборы Существовало большое разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из соломы, зимой — меховая шапка (аблавуха). Головные уборы также делали из домашней овчины коричневого, чёрного или серого цвета. Обувь Мужчины носили лапти в качестве повседневной одежды, кожаные постолы, по праздникам надевали сапоги. Беднейшие слои крестьянства иногда носили лапти круглый год, утепляя их с помощью подкладывания соломы внутрь и обматывая ноги полотняными онучами. Постолы изготавливались из куска кожи, края которой отлого изгибались и стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком. Очень редко на северо-западе Белоруссии крестьяне носили деревянную обувь.
Женский костюм Белоруска в национальном наряде
Повседневная одежда Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Существовало большое количество различных вариантов юбок, которые отличались кроем и носили различные названия: андарак, саян, понёва, летник и другие. Верхняя одежда Женская верхняя одежда чаще и богаче, чем мужская украшалась вышивкой и аппликацией, но по виду и крою не очень сильно отличалась от мужской. Головные уборы Женские головные уборы имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский. Коренные отличия существовали между женскими и девичьими головными уборами. Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец, надевая сверху головной убор полотенчатого типа, например, намитку или платок. Существовало большое количество способов завязывания намиток. Свадебная намитка часто хранилась женщиной всю жизнь и надевалась на неё при похоронах. Зажиточные женщины изготавливали свои намитки из дорогого тонкого полотна и украшали их кружевом, вышивкой золотыми и серебряными нитями, а женщины более бедного положения использовали более дешёвые ткани и более простые украшения, при этом разнообразие орнамента, как правило, сохранялось. Также женщины использовали такие головные уборы, как платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы. Обувь Женщины в крестьянских семьях чаще всего носили лапти. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ.
Пояса Пояс, который использовался в мужском костюме, изготавливался из дорогих шёлковых нитей с вплетением золотых и серебряных нитей. Он нёс не только функциональную нагрузку, но также имел обрядовое, религиозное и социальное значение. Его изготовлением занимались мастера ткачества, каждый пояс являлся практически произведением искусства и ценился во многих странах.
Ткани и материалы В белорусском национальном костюме использовались только натуральные ткани, которые изготавливались в домашних условиях, в основном это были лён и шерсть, также применялась ткань из волокон конопли. Для окраски пряжи использовались натуральные красители: настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды. Для изготовления верхней одежды применялись сукно и овчина. Красные нитки для вышивки покупались, но после уже в домашних условиях докрашивались в коричневый и бордовый. Оформление Чаще всего одежда была белого цвета, в качестве украшения она оформлялась вышитым красным орнаментальным узором, который объединял весь образ в единую композицию. В орнаменте использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные узоры и их сочетание с геометрическими. В обязательном порядке оформлялись орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы. При изготовлении костюма использовались вышивка, браное, выборное, перевыборное, закладное, ремизное, переборное и узорное ткачество, кружево и аппликация. Для изготовления поясной одежды широко применялись полихромные суконные ткани. На фартуки пришивали покупное или самодельное кружево. Особенности кроя В белорусском костюме использовалось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой. Сорочки всех типов имели прямой разрез (пазуху) по центру, длина которого достигала 35-40 см. В старину чаще всего сорочки кроили без швов на плечах, просто перегибая ткань, но к XIX веку такой покрой считался устаревшим и использовался только в обрядовой одежде. Крой стал поликовым, при котором переднее и заднее полотница соединялись с помощью прямоугольных вставок — поликов, вставок из того же самого материала. Воротник присутствовал только в праздничной одежде крестьян, его высота была около 2-3 см. Среди мелкой шляхты был распространен отложной воротник. Стоячий воротник застегивался на пару пуговиц сбоку или спереди, отложной — на запонку (шпонку) или стягивался лентой или полоской цветной ткани. При раскрое юбки из полотна делали два полотнища, а при шитье юбки из сукна использовали от трёх до шести продольных полотнищ, которые сшивались вместе и собирались в складки около пояса.
Заголовок сообщения: Re: Белорусский народный костюм
Добавлено: 29 дек 2010, 13:08
Пользователь
Зарегистрирован: 21 ноя 2010, 15:00 Сообщения: 28 Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз.
Про слуцкий пояс:Король,избираемый в Речи Посполитой шляхтой ,сначала проходил церемонию подпоясывания слуцким поясом,а уже затем короновался.Были слуцкие пояса только из золотых нитей тоньше волоса.Эмигранты из Беларуси когда-то за несколько слуцких поясов выкупили в Нью-Йорке целый квартал.Сейчас большинство таких поясов в Москве,и возвращать по-моему они не собираются.А может никто и не просил.
Заголовок сообщения: Re: Белорусский народный костюм
Добавлено: 29 дек 2010, 13:24
АпОсТеРиОрИ
Зарегистрирован: 03 авг 2010, 17:04 Сообщения: 1908 Откуда: эта информация может быть доступна другим пользователям Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:18 раз. Награды: 2
Фото: Виктор ДРАЧЕВ
Что мы знаем о слуцких поясах? Во-первых, слуцкие пояса - это наше все. Во-вторых, в Беларуси их практически нет. И в-третьих, что Богданович ошибся в своем знаменитом стихотворении: ткали пояса только мужчины.
- Ну, ошибся не только Богданович, но и сами шляхтичи, когда стали носить эти пояса, - уверена сотрудница Национального художественного музея Ирина СКВОРЦОВА, несколько лет назад защитившая диссертацию об этих уникальных произведения. Оказывается, пояс да и сам шляхетский костюм пришел на наши земли с Востока. Просто с конца XVI века, когда начала существовать Речь Посполитая, аристократы увлеклись своими родословными. И зачастую строили их на мифах. Самой яркой была легенда о том, что шляхта произошла от древних сарматских племен, завоевавших в незапамятные времена белорусские и польские земли. Представители шляхты искренне верили в то, что они потомки тех славных завоевателей. А в представлении тогдашней аристократии истинный сарматский костюм должен быть похож на восточный, который не мыслим без широкого и длинного пояса. Но именно такой вере белорусских аристократов в придуманную ими сказку мы обязаны тем, что сегодня Беларусь знаменита на весь мир именно поясами. Вряд ли еще найдется такой пример, когда в принципе утилитарная вещь, часть одежды, ценится не меньше, а порой и больше, чем живопись, скульптура, иконопись… По уникальному снимку 1940 года видно, что Радзивиллы коллекционировали потрясающей красоты пояса. Теперь они в международном розыске.
Фото: из архива Национального художественного музея
Станки вывозили контрабандой
На земли Речи Посполитой пояса привозили с Востока - Персии, Османской империи, Китая. Турки, вернее турецкие армяне-христиане, стали производить пояса специально под вкусы польской шляхты. Просто на Востоке пояса закручивали в жгут, а в Речи Посполитой их любили складывать по длине и аккуратно выкладывать вокруг талии. Идея производить пояса у себя (чем не импортозамещение?) родилась в начале XVIII века. Так на белорусских землях возникает мануфактура-персиярня в Несвиже. Позже князь Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька свою мануфактуру перенес из Несвижа в Слуцк. Вот, собственно, с этого и начинается история самых знаменитых не только в Беларуси поясов. Правда, чтобы открыть мануфактуру, пришлось нарушить множество законов, ведь вывозить восточные станки, к примеру магелы, из Османской империи было запрещено под страхом смертной казни. Но кого это остановит, если пояс - свидетельство не только богатства, но и благородного происхождения.
Бедная шляхта носила сэконд-хэнд
Поскольку носить дорогие шелковые пояса имела право только шляхта, не носить пояс шляхтич просто не мог. Пределом мечтаний был, естественно, литой пояс, который ткали из золотых и серебряных нитей. Но стоил он очень дорого, сохранились сведения, что стоимость его могла равняться стоимость двух породистых коней. Дешевле был полулитой пояс, в нем золотые или серебряные нити добавлялись к шелковым. Простой пояс ткался только из шелковых нитей. Ну, а самые бедные, но гордые шляхтичи могли носить и бэушные пояса, которые привозили с Востока. Они были подлатаны, выстираны и отглажены. Но это были пояса!
Странно, но аристократам пришлась по душе басурманская мода.
КСТАТИ
Сколько стоит слуцкий пояс сегодня, точно не скажет ни один эксперт. Кто-то называет сумму в 300 тысяч долларов, а недавно один из польских музеев купил слуцкий пояс всего за три с половиной тысячи долларов - просто его хозяин хотел, чтобы семейная реликвия оказалась именно в этом музее.
НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ
Слуцкие пояса использовали в качестве кошельков. Перед тем как его повязать, пояс складывали по длине вдвое. В такой своеобразный карман и складывали деньги. Пояса выпускала не только слуцкая мануфактура-персиярня. Но даже во Франции в Лионе пояса делали «по типу слуцких» и даже ставили слуцкую метку. Пояс - исключительно мужская забава. Ткали его только мужчины, причем в одиночку с такой работой справиться было нельзя. Самый искусный мастер ткал голову. Носили их тоже только мужчины-аристократы. И даже надевать их помогали тоже только мужчины. Ходило поверье, что если женская рука коснется драгоценных нитей, ткань потускнеет и пояс можно будет сразу выбросить. Но такие «забабоны», скорее всего, объясняются восточной традицией. Самый знаменитый мастер Ян Маджарский, работавший у Радзивилла на Слуцкой мануфактуре, стал выпускать 4-лицевые пояса (каждая из лицевых сторон имела два самостоятельных рисунка). Такой пояс можно было носить с четырьмя разными одеждами по разным поводам - торжественной, будничной или скорбной. Пояс состоял из средника, головы (красивого орнаментального рисунка на конце пояса) и бахромы, которую стали пришивать только для польской шляхты, на Востоке пояса шили с голыми концами. После восстания Костюшко был запрещен шляхетский костюм. С этого времени начинается закат мануфактур-персиярен. Война 1812 года нанесла окончательный удар по производству поясов, Доминик Радзивилл выступил на стороне Наполеона, и после победы России его имения были разграблены. Известно, что последние два пояса были изготовлены в 1842 году, для чего понадобилось заново запускать станки. Судьба этих поясов сегодня неизвестна.
А КАК СЕЙЧАС
Пояса пропали в 1941-м, остались только фрагменты
За сохранившиеся в России экземпляры белорусские музейщики готовы предложить Евангелие, на котором по преданию венчался Пушкин
Сколько слуцких поясов сегодня есть в Беларуси, точно не назовет ни один специалист. Говорят, что около десяти. Целых еще меньше, в основном фрагменты. Наверняка до сих пор хранятся пояса в некоторых костелах, ведь из них с конца XVIII века шили орнаты для священнослужителей. Есть они и в частных коллекциях, но владельцы не афишируют свои ценности. Самая драматичная судьба у пропавшей во время войны из Государственной картинной галереи (нынешний Художественный музей) коллекции слуцких поясов из Несвижского замка. 32 пояса были переданы галерее после того, как замок в 1939 году оказался на советской территории и его ценности были национализированы. До войны в 1940 году пояса успели свозить в Москву на Декаду белорусского искусства. Из столицы коллекция вернулась в Минск, даже составить каталог поясов сотрудники галереи успели. Считается, что пропали пояса в 1941 году, когда Минск был захвачен фашистами. Очевидцы утверждали, что коллекция была вывезена в первые дни войны в Кенигсберг вместе с собранием икон. - Надеемся, что пояса уцелели, - признается заведующая отделом древнебелорусского искусства Художественного музея Елена КАРПЕНКО. - Вполне возможно, что после войны они попали в один из музеев России или Украины. Музейщиками передали 23 фотографии поясов
До недавнего времени нынешние сотрудники музея даже не представляли, как выглядели пропавшие пояса - ведь никаких сведений о них не сохранилось. Но несколько лет назад в музей искусствоведом Ольгой Лобачевской были переданы 23 фотографии с изображениями поясов. Оказалось, сделаны они были во время той самой Декады белорусского искусства в Москве и несколько десятилетий хранились в архиве НИИ художественной промышленности. Благодаря находке музей смог начать поиск коллекции поясов через Информационное подразделение имени Николааса Витсена в Санкт-Петербурге, в котором есть Регистр пропавших культурных ценностей. Сейчас в этом регистре - больше 100 тысяч предметов, пропавших в годы Второй мировой воны и послевоенные годы.
Вернуть нельзя, обменять можно
В Беларуси слуцких поясов меньше, чем в России, Польше, Литве. Надеяться на то, что соседи подарят нам белорусские реликвии, не приходится. Единственный реальный путь - попытаться выменять пояса на ценности, которые могут заинтересовать, к примеру, российских музейщиков. Директор Художественного музея Владимир ПРОКОПЦОВ предположил, что такой ценностью может стать живопись Шишкина, которая есть в нашем музее. Соблазниться россияне могут и тургеневской библиотекой, и Евангелием, на котором венчался Пушкин. Но пока с белорусской стороны никто не сделал таких предложений…
В Художественном музее учат завязывать пояс:
...и сотрудник музея похож на минского старосту Игнатия Завишу (на картине сзади). Головы пояса симметрично свисают вниз. Фото: Виктор ДРАЧЕВ
Заголовок сообщения: Re: Белорусский народный костюм
Добавлено: 29 дек 2010, 15:35
Site Admin
Зарегистрирован: 29 авг 2007, 22:27 Сообщения: 3067 Откуда: Минск Благодарил (а):586 раз. Поблагодарили:204 раз.
Да, красиво, конечно, ничего не скажешь. Но увидишь сейчас такие костюмы только в праздники на концертах и т.п. мероприятиях типа Славянский базар и т.п., а так в ней никто не ходит. Даже в деревнях никто в них не ходит. Не знаю, хорошо это или плохо... Но мне почему-то больше кажется, что плохо. Вкдь это наша история, и мы должны ее придерживаться. У каждого настоящего белоруса должен быть такой костюм дома, как минимум...
Заголовок сообщения: Re: Белорусский народный костюм
Добавлено: 30 дек 2010, 02:49
АпОсТеРиОрИ
Зарегистрирован: 03 авг 2010, 17:04 Сообщения: 1908 Откуда: эта информация может быть доступна другим пользователям Благодарил (а):1 раз. Поблагодарили:18 раз. Награды: 2
Natika0205 писал(а):
Люблю одежду из льна
Тоже люблю! Причём стараюсь к лету прикупить пару-другую новых вещичек))). Жаль только, что гладить тяжело...
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения