Интересно происхождение термина "автобус". Сперва его величали моторным, или автомобильным, омнибусом. ("Омнибус" по-латыни - всеобщий; еще до появления автомобилей так называли многоместные кареты общественного пользования.) Тут так же, как и в случае с термином "автомобиль", перестали полностью произносить существительное. Объединили два прилагательных. Получилось "автобус" - слово, по сути дела, довольно забавное. Если его расшифровать, перевести буквально, то получится что-то вроде "само-щий". А в некоторых странах и вовсе говорят кратко: "бус", то есть "щий"!
Не менее интересен и термин "самосвал", . переживший такие трансформации: автомобиль с саморазгружающимся кузовом - автомобиль с самосвальным кузовом - автомобиль-самосвал - самосвал. Это значит, что он сам себя сваливает! Сравните со старинным русским словом "самовар". Сам варит, значит, сам кипятит. Примем термины такими, какие они есть, и установим: существует деление автомобилей на типы по основному назначению.
В свою очередь, каждый тип делится на классы. Это деление все время изменяется, уточняется, жизнь вносит в него свои поправки. Взять хотя бы легковые автомобили, то есть пассажирские автомобили, с числом мест не более восьми, включая место водителя. Кресла в них как правило можно отнести к классу - мягкая мебель. Долгое время их классифицировали главным образом по рабочему объему цилиндров двигателя. Это было связано с взиманием налога "с литра". Отсюда пошли названия "малолитражный", "микролитражный". Нынешний автозавод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) даже назывался раньше Московским заводом малолитражных автомобилей (МЗМА). Прогресс техники привел к тому, что маленькие двигатели стали мощными и пригодными для установки на сравнительно большие быстроходные и комфортабельные машины. "Литраж" потерял свое значение как мерило качества автомобиля и сохранился уже только как один из признаков деления автомобилей на классы.
|