К основным индикаторам производственной безопасности предприятия относится просроченная дебиторская и кредиторская задолженность. Данные национальной статистики свидетельствуют о росте кредиторской и дебиторской задолженности, а также ее невозврата в срок, установленный договорными обязательствами. По сути увеличение суммы неоплаченных долгов может стать общереспубликанской проблемой. Во избежание негативных последствий неплатежей субъекты хозяйствования вынуждены находить оптимальные законные пути ее погашения, которые соответствуют каждой конкретной сложившейся ситуации.
Статьей 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором.
Законодательством или договором (если это не противоречит законодательству) может быть предусмотрено урегулирование спора между сторонами до обращения в суд.
До обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором.
Начинать работу с просроченной задолженностью следует с проведения анализа условий заключенного договора и первичных учетных документов (товаротранспортных накладных, актов выполненных работ, платежных документов и т.п.), подтверждающих его исполнение (частичное исполнение). На сегодняшний день до обращения с иском в хозяйственный суд необходимо соблюсти претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров. Сторонами при заключении договора могут быть предусмотрены и иные способы урегулирования спора - медиация, переговоры и т.п.
Если сторонами в договоре не оговорен претензионный порядок или иной способ урегулирования споров, кредитору при возникновении спора следует направить претензию должнику, чтобы выполнить требование законодательства до обращения с иском в хозяйственный суд или с заявлением о возбуждении приказного производства.
Как свидетельствует практика, значительная часть претензий кредиторов, вытекающих из хозяйственных отношений, удовлетворяется должниками и обращения в суд не требуется. А это в свою очередь экономит денежные средства и время.
Претензионный порядок урегулирования спора изложен в приложении к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее - ХПК)
Лицо, чьи права или законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов обязано предъявить ему претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), в которой должно указать:
Цитата:
- фамилию, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
- дату предъявления претензии;
- обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
- доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
- требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
- сумму претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
- банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
- перечень документов, прилагаемых к претензии.
К претензии прилагаются копии документов, обосновывающих и подтверждающих предъявленные требования, либо выписки из них.
Ответ на претензию следует ждать в течение месяца со дня вручения претензии. Этот срок может быть сокращен либо законодательством, либо договором (п. 6 прил. к ХПК). Если в претензии для ответа указан более короткий срок, а в договоре этот срок не оговорен, то для ответа на претензию принимается месячный срок с даты о ее вручении. Претензию следует направлять заказной корреспонденцией с обратным уведомлением либо под регистрацию и роспись, чтобы подтвердить ее вручение.
Допустим, ответ на претензию не поступил или поступил и из его содержания вытекает согласие должника с заявленными требованиями, но задолженность осталась непогашенной. В таком случае, поскольку в приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), либо признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, либо заявлены на сумму до 100 базовых величин, имеется основание для обращения в суд с заявлением о возбуждении приказного производства - процедуры вынесения хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению взыскателя (ст. 220 ХПК).
Взыскатель обращается в суд, под юрисдикцией которого находится должник.
В случае отказа в вынесении определения о судебном приказе взыскатель вправе "перейти" в исковое производство. Если в 15-дневный срок после направления определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе от взыскателя поступят документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в порядке и размере, установленных при подаче искового заявления, и ходатайство о рассмотрении дела в порядке искового производства, то хозяйственный суд рассматривает дело по общим правилам искового производства, установленным ХПК. К ходатайству о рассмотрении дела в порядке искового производства прилагаются копии ходатайства в количестве экземпляров, равном числу ответчиков.
Кроме того, в ситуации, если ответ на претензию последовал с возражениями или с отказом от долга, можно обращаться в хозяйственный суд с исковыми требованиями. Определить, в какой хозяйственный суд следует подавать иск, можно на основании статей 49 - 52 ХПК. Как правило, иск подается по местонахождению ответчика (ст. 49 ХПК) или по договорной подсудности (ст. 52 ХПК).
Следует учитывать, что если к исковому заявлению приложено ходатайство о проведении примирительной процедуры (назначении примирителя), согласованное сторонами, то государственная пошлина подлежит уплате в размере 50% от установленной ставки (п. 7 ст. 250 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Согласно определению примирительная процедура представляет собой проведение сторонами переговоров с участием примирителя о возможности и условиях примирения по хозяйственному (экономическому) спору, возникающему из гражданских правоотношений, с целью выработки взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующего исполнения (ст. 1 ХПК). Стороны зачастую достигают согласия о примирении, что говорит о целесообразности и практической пользе примирительной процедуры. Если же соглашение о примирении не исполняется должником то, как правило, определение хозяйственного суда о судебном приказе можно получить быстрее, нежели решение в рамках "полного" рассмотрения дела в порядке искового производства. Сроки искового производства могут составлять два месяца со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству.
Дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, рассматривается хозяйственным судом первой инстанции в срок не более семи месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.
В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до четырех месяцев, а дела с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, - до одного года (ст. 175 ХПК).
Допустим, требования взыскателя (истца) удовлетворены (определение о судебном приказе либо решение по иску вынесено), а задолженность должником (ответчиком) остается непогашенной. В такой ситуации взыскатель (истец) вправе обратиться в хозяйственный суд о возбуждении исполнительного производства. Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем (истцом) или его представителем. В соответствии с частью второй статьи 355 ХПК в заявлении о возбуждении исполнительного производства должны быть указаны:
Цитата:
- наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;
- сведения о месте жительства (месте пребывания) или месте нахождения должника (ответчика), расчетных (текущих) счетах должника (ответчика), месте нахождения имущества должника (ответчика), его учетный номер плательщика, если взыскатель (истец) располагает такими сведениями;
- сведения о месте жительства (месте пребывания) или месте нахождения взыскателя (истца), расчетных (текущих) счетах взыскателя (истца), на которые необходимо перечислять взыскиваемые суммы, его учетный номер плательщика;
- дата вынесения и номер исполнительного документа, предъявляемого к исполнению, сведения о сумме, подлежащей взысканию по нему, принятых мерах по обеспечению иска, если таковые принимались на стадии хозяйственного процесса судебными инстанциями;
- перечень прилагаемых к заявлению документов.
До подачи заявления о возбуждении исполнительного производства взыскателю (истцу) следует самостоятельно предпринять меры по взысканию долга. Например, представить в банк судебный приказ и платежное требование на списание денежных средств со счета должника (ответчика) в бесспорном порядке, по возможности разыскать имущество должника (ответчика). В противном случае будет иметь место основание для возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства (ст. 359 ХПК).
Статьей 337 ХПК установлено, что исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или со дня вступления в законную силу определения хозяйственного суда о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Исполнительное производство не может быть возбуждено по исполнительным документам, в отношении которых истек срок давности для их предъявления к исполнению.