В одном из номеров "Обозревателя" привлекла внимание статья "Какие письма пишут чиновники?", в которой предлагалось ознакомиться с интервью с председателем президиума Республиканской конфедерации предпринимательства, председателем Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимиром КАРЯГИНЫМ. Тема интервью-общения сводилась к комментариям тех писем, которые рассылают различные ведомства, областные и районные исполнительные комитеты в адрес предпринимателей и частных организаций.
Но не сама тема зацепила. Обратил внимание на себя один из комментариев Карягина. Вот этот вопрос и комментарий к нему (мнение Карягина выделено жирным шрифтом):
Цитата:
– На имя руководителя одного из частных предприятий пришло письмо от регионального представительства одного ведомства, в котором просят предоставить информацию о нормах расхода сырья на изготовление изделий, стоимость сырья, стоимость работ по изготовлению различных видов изделий, прайс-листы на производимую продукцию, на сырье и т.п. Владимир Николаевич, даже несмотря на обещанную конфиденциальность, можно ли распространять такую информацию?
– Действительно, запрашивается информация, которая носит коммерческую тайну предприятия. Это типичный пример избыточной информации. Ее имеют право запросить для расследования и т.п. Но никто не даст гарантии, что эта информация не попадет к конкурентам. Раскрытие такой ценнейшей коммерческой информации может привести к краху предприятия, если попадет, как говорится, не в те руки.
Хотелось бы обсудить эту тему. Уверен, очень многие представители частного бизнеса постоянно встречаются с требованием заказчика предъявить обоснования цены, даже, не взирая на то, что договор о сотрудничестве был заключен на основании результата проведенных тендерных торгов.
Сразу отмечу один нюанс! Если ведомство, выславшее запрос на предоставление информации о нормах расхода сырья на изготовление изделий, стоимость сырья, стоимость работ по изготовлению различных видов изделий, является заказчиком для данного предприятия, то они имеют полное право запросить эту информацию для подтверждения цены поставляемого изделия, а предприятие
обязано эту информацию предоставить заказчику! Данная норма содержится в главе 7 (пункт 47) Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной Постановлением Минэкономики РБ от 10 сентября 2008 г. №183.
Цитата:
Глава 7
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН И ТАРИФОВ
47. Организации-изготовители и импортеры при определении уровня отпускных (розничных) цен и тарифов обосновывают их экономическими расчетами:
47.1. на товары собственного производства или произведенные на давальческих условиях, услуги, работы в форме плановой калькуляции с расшифровкой статей затрат. Расшифровки статей затрат должны содержать следующую информацию о:
материальных затратах - перечень сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров, оказании услуг (работ), нормы расхода, цены, стоимость;
трудовых затратах - перечень производимых операций, разряд работ, утвержденные нормы времени и тарифные ставки;
накладных расходах - перечень расходов, связанных с организацией, обслуживанием и управлением предприятия, не связанных непосредственно с производственным процессом, и порядок их определения;
прочих расходах - перечень расходов, связанных с производством и реализацией товаров (услуг, работ), не включенных в перечисленные статьи затрат, и порядок их определения.
Порядок определения и распределения накладных и прочих расходов (к расходам на оплату труда производственных рабочих, объему производства однородной продукции, стоимости сырья, а также может быть использован метод маржинального дохода и другие), в том числе связанных с реализацией продукции собственного производства, транспортных расходов (до пункта назначения, среднесложившиеся и другие методы определения) применяется в соответствии с утвержденной субъектом предпринимательской деятельности учетной политикой и отраслевыми рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
Обратите внимание, никаких рекомендаций или возможных альтернативных вариантов - обосновывают и "точка"! Следовательно, как минимум, для себя они обязаны это обоснование иметь!
Однако, в этом постановлении нигде не сказано, что подрядчик обязан эти расшифровки предоставлять заказчику! Получается, что обоснование цены составляется только для самого предприятия (что бы экономически взвешенно определить оптимальную цену продукции) и для проверяющих организаций (что бы иметь возможность определить адекватность формирования цены и соответствие порядка формирования цены нормам законодательства)?!...
Не тут-то было! Как, уже, стало обычной практикой, различные ведомства имеют слабость к различного рода уточнениям и дополнениям норм государственных законодательных актов. Не явился исключением и данный вопрос.
Так, например, Методическими указаниями по определению стоимости работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. №185-Ц, определено, что если в расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком стоимость строительных материалов, изделий, конструкций определяется по отпускным ценам организаций и предприятий, они
обязаны быть обоснованы соответствующими экономическими расчетами (калькуляция с расшифровкой статей затрат) (пункт 8.3.6. Методических указаний).
Если рассматривать этот вопрос с точки зрения заключения договоров между заказчиком и подрядчиком, то, например, в Гражданском кодексе есть четкие нормы, определяющие правовой характер цены, указанной в договоре подряда. В частности, порядок определения цены работы, выполняемой по договору подряда (в том числе по договору переработки давальческого сырья), регулируется статьей 663 Гражданского кодекса.
Цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения
должны указываться в договоре подряда. При этом к уровню цены предъявляются следующие требования: цена должна компенсировать издержки подрядчика и учитывать причитающееся ему вознаграждение.
Цена работы может быть определена путем составления подрядчиком сметы. В этом случае смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Если цена определяется путем расчета по смете, то в данной ситуации у переработчика
возникают обязанности по ее обоснованию. Это означает, что затраты на переработку должны быть расшифрованы и документально подтверждены. Обязанность по составлению экономического обоснования по применяемому уровню тарифа на переработку
не распространяется на:
- юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций, и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также на крестьянские (фермерские) хозяйства;
- индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц или применяющих упрощенную систему налогообложения.
Очень важно, при согласовании стоимости работ при подписании договора необходимо обратить внимание на то, как определен в договоре статус цены. Согласно Гражданскому кодексу цена работы (смета) может быть
твердой или приблизительной. Если в договоре отсутствует указание на то, что стоимость является приблизительной и предусматривается ее изменение, цена работы считается твердой. Следует учитывать, что если цена (смета) установлена как твердая согласно нормам Гражданского кодекса, подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены (твердой сметы), а заказчик - ее уменьшения. Эта норма распространяется также и на те случаи, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащей выполнению работы или необходимых для этого расходов.
Это еще не конец обсуждения, но что хотелось бы сказать в промежуточном итоге, по крайней мере, в отношении комментария Карягина - комплексно вопрос надо рассматривать, учитывая все возможные нюансы. Личное мнение Карягина - это личное мнение Карягина. А приведенные в пример нормы постановления минэкономики и иных законодательных актов - никто, пока, не отменял.