Зарегистрирован: 23 июл 2010, 16:30 Сообщения: 2254 Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили:7 раз. Награды: 1
Маленькая деревенька Крево. Но ведь одним из основных племён, населявших древнебелорусские земли, были кривичи. Именно от их племени осталось имя у этого населённого пункта.
Это сегодня здесь практически ничего не напоминает о древнем величии, однако даже земля здесь помнит очень много. Поганская горка в Крево – удивительный памятник. Древнюю религию наших предков – язычество с приходом христианства стали называть пренебрежительно-осуждающе – «поганство». Впрочем, в народе этого осуждения не было: потомки кривичей, белорусы очень терпимо относились ко всем бытовавшим на их землях религиям, а было их великое множество. Поганская горка – это возвышение, на котором на протяжении нескольких веков – судя по прочности закрепившегося названия – находилось языческое капище, место поклонения богам. И место было выбрано великолепно – между двумя сливающимися в виде клина ручьями. С этой горки действительно далеко видно. И сегодня, невзирая на достаточно плотную застройку. Трудно сказать, что здесь было за капище. Было ли оно посвящено Перуну, обладателю огненных стрел или Велесу, хранителю богатства и домашней живности, а может быть, Тёте, богине семейного очага и продолжения рода, сегодня сказать невозможно. Только хранили люди даже после официального принятия христианства верность этой самой горке, приходили на неё и весной, чтобы встретить жаворонков и попросить богатого урожая, и осенью, отблагодарить за урожай. Здесь проводились и обряды «гуканьня вясны», когда во всех домах деревни пекли из теста «жаворонков», которых потом дети украшали и выносили на Поганскую горку, подбрасывали вверх, а тех печёных птичек, которых не успевали поймать при возвращении с неба, обязательно оставляли на проталинках – для настоящих птиц. Здесь же после затяжной зимы зажигали костры, чтобы снег скорее сошёл. Своего рода спонсорскую помощь Весне оказывали. Здесь же сжигали и чучело Зимы или Масленицы. Здесь закапывали по весне несколько стрел – чтобы молнии с неба били в горку и миновали жилые дома. А больных животных, например, тех же коров, обязательно приводили сюда на пастбище. Если же это было невозможно, хотя бы нарвать травы с священного места и дать животному считалось надёжным средством против хворей. Другими словами, Поганская горка активно использовалась всеми приверженцами языческой религии. Единственный выход был у христиан – использовать это место для возведения новой святыни. Ведь так оно было и с праздниками – это к языческим праздникам «подгоняли» по датам наиболее подходящие церковные праздники. Так было и с сакральными территориями. Но даже после строительства первого христианского храма (костёла святого Яна) в 1387 году именно сюда люди приносили и плоды своего труда, и уже в новой святыне благодарили высшую силу за благосклонность. http://lupa.by/legendyi/krevo.-poganskaya-gorka.html
Зарегистрирован: 23 июл 2010, 16:30 Сообщения: 2254 Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили:7 раз. Награды: 1
Крево. Замурованная девушка
Кревский замок, как и многие другие сооружения на территории нынешней Беларуси, имеет на своём счету немало легенд. Самая первая из них связана со строительством.
Точная дата начала строительства неизвестна, но археологи предполагают, что это была середина XIII века. В это время основное строительство велось с помощью дерева, каменные строения возводили нечасто. Потому и профессиональных архитекторов было, скажем так, не слишком много. Большинство открытий архитектурных законов делалось, что называется, «наступая на грабли». Кроме того, в Крево были очень сильны языческие традиции. Может быть, поэтому в неудачах строительства зодчие стремились разобраться своеобразно. Так, одна из стен замка, очевидно, возводимая на неустойчивом грунте, обвалилась. Повторное возведение привело к тому же результату. И для того, чтобы строение укрепить, было решено принести жертву. Причём жёртва должна была прийти на место строительства добровольно. Языческие жрецы провели ряд вычислений, чтобы выяснить, кто же станет наилучшим вариантом жертвы. После чего было решено – жертвой станет та, кто первой придёт на строительство после полудня. Один из строителей в это время только женился. И его молодая жена так спешила принести ему обед, что прибежала на строительство сразу после того, как солнце поднялось в зенит. Её судьба была решена. Её живой замуровали в стену замка. Ещё несколько часов из стены были слышны рыдания несчастной. Местные утверждают, что и сегодня, если приложить ухо к стене, можно услышать стоны и плач молодой девушки. Впрочем, существует и другая версия этой легенды. Будто бы жребий пал на самую красивую – но незамужнюю девушку посёлка. Не раз сватались к ней женихи, но ни один не был ей по сердцу. А тот, кто был по сердцу, не пришёлся по душе родителям, так как был беден. И жила она в доме своих родителей, и только маленькая собачка, прибившаяся к ней во время одной из прогулок, скрашивала её одиночество. Говорили, что одним из тех, кто предложил именно эту прекрасную девушку принести в жертву, был отверженный жених. Может быть. Но девушку постигла незавидная судьба – её замуровали в стену. А вместе с ней прыгнула в возводимую стену и преданная собачка. И сегодня порой, как утверждают очевидцы, можно встретить ночью в новолуние на развалинах древнего замка тень молодой женщины, которая ходит по стенам вместе с тенью маленькой собачки. И не стоит в это время прогуливаться по руинам: душа замурованной заживо завистлива к тем, кто остался жить. http://lupa.by/legendyi/krevo.-zamurova ... ushka.html
Зарегистрирован: 23 июл 2010, 16:30 Сообщения: 2254 Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили:7 раз. Награды: 1
Крево. Русалки и жертвы
Жертвами практически в любых обрядах могли быть только женщины. Причём чем моложе женщина, тем более «привлекательна» она была с точки зрения жертвы.
Так, при наступлении серьёзных эпидемий – как, например, холеры (называемой в здешних местах Моровой панной) – именно девушки должны были совершать обряд охранительного характера. Согласно древним источниками, молодых девиц – обычно троих – избирали из деревни для того, чтобы они выполнили этот обряд. С ними оставались женщины, которые уже имели собственных внуков, все остальные жители деревни, и в особенности мужчины, должны были уйти в деревню и закрыться в своих домах. Девушки должны были раздеться и впрячься в плуг. После чего эта «упряжка» должна были провести своего рода черту по периметру посёлка, чтобы Моровая панна не нашла дороги к деревне. Старухи при этом кричали, стучали деревянными и металлическими предметами, от колотушек до вёдер. Чем больше шума – тем лучше. Если же на пути этой процессии появлялся мужчина, его могли не только побить, но и убить. Иначе ворожба не имела смысла. Считалось, что если всё сделано правильно, но эпидемия всё-таки пришла, то кто-то из мужчин тайно подглядывал за проведением ритуала. Многие исследователи записывали различные версии этого обряда. В частности, сохранилась информация, что подобный ритуал сопровождал Зелёные святки, неделю после праздника Троицы. Правда, указывалось, что девушки снимали всю рукотворную одежду, и украшали себя сплетенными венками и различными травами. После чего обходили всю деревню с обрядовыми песнями и танцами. Девушки в этом ритуале играли роль русалок, то есть, утонувших незамужних девиц. Ещё эта неделя называлась Русальной. Необходимость такого рода ритуала объяснялась тем, что русалки «на короткой ноге» с духами поля. Следовательно, с ними лучше всего поддерживать хорошие отношения, тогда и урожай будет хороший, и болезней в деревне не будет, и в текущем году не будет в этой местности утопленников. В завершение ритуала выбиралась одна девушка, самая красивая, которой надевали венок, сплетённый из определённым образом собранных пряных и прочих ароматных трав. Эта девушка ночью проходила через всю деревню, оставляя на окне каждого дома маленькую веточку из своего венка. Эту веточку наутро прятали за притолоку над входом в дом. Считалось, что её запах отпугнёт и злых духов, и неуспокоенные души, в том числе – русалок, которые, согласно преданиям, от Троицы аж до Купалья могут ходить по ночам, выискивая себе «женихов» или «соперниц». И в том, и в другом случае, избранные русалкой люди обычно тонули, даже в неглубоком месте. http://lupa.by/legendyi/krevo.-rusalki-i-zhertvyi.html
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения