17.10.2014 В средние школы надо вернуть шестидневку, набор в старшие классы ограничить, учебный год продлить, а экзамены после 9 класса отменить — такие предложения прозвучали на заседании рабочей группы, созданной для анализа системы образования в Беларуси и возглавляемой Анатолием Тозиком.
О несвойственных функциях, возложенных на учителей
Сегодня в средних школах Беларуси учителя выполняют работу, не имеющую никакого отношения непосредственно к образовательному процессу, вплоть до сбора средств на ремонт классов или проверки того, с кем остается ребенок, если оба родителя работают в ночную смену. В связи с этим Анатолий Тозик отметил:
"Мы должны предложить решения, которые бы раскрепостили школу и позволили бы готовить грамотных и образованных людей, настоящих граждан своей страны. Нужно запретить на законодательном уровне, кому бы то ни было вмешиваться в процесс, убрать из школы все лишние документы".
О заключении специального договора между учреждением образования и родителями ученика
На заседании было также объявлено о том, что в ближайшее время планируется законодательно закрепить отношения между школьными учителями и родителями ученика методом заключения специального договора.
В этом документе будет четко разграничена мера ответственности школы и родителей за обучение и воспитание детей.
Данная форма правовых отношений усилит ответственность родителей и позволит школе воздействовать на внешне благополучных родителей, которые, тем не менее, не занимаются воспитанием своего ребенка.
О продолжительности учебного года
Члены рабочей группы также обратили внимание на объективный факт: сейчас в Беларуси самый короткий учебный, продолжительность которого составляет всего 165 дней, в то время как в Европе он длится 230 дней, а в странах Юго-Восточной Азии — вообще 260-265!
В связи с этим вице-премьер высказал мнение о том, что с таким отрывом от других стран по продолжительности обучения у Беларуси нет возможности выпускать в жизнь конкурентоспособных граждан.
Возможно, в ближайшее время в стране будет проведено общественное обсуждение вопроса увеличения учебного года в школах за счет введения в старших классах рабочей субботы.
Об ограничении набора в старшие классы и отмене экзаменов после 9 кл.
В последние годы все более отчетливо отмечается резкая разница между результатами ЦТ и отметками в аттестатах выпускников, а сами школьные выпускные экзамены носят формальный характер.
Анатолий Тозик выразил мнение, что пришла пора прекращать оценивать школу по количеству поступивших в те или иные учебные заведения.
Высказано предложение проводить прием в 10-е профильные классы на конкурсной основе. Члены рабочей группы поддержали предложение Национального института образования принимать на старшую ступень школы учащихся со средним баллом не ниже "6" и отметкой по профильному предмету не ниже "7" баллов.
О качестве белорусских учебников
В ходе недавнего исследования в качестве основной причины затруднений при изучении учебных предметов 50% учащихся назвали "сложное, не всегда понятное изложение учебного материала в учебных пособиях". Около трети учащихся 9–11 классов указали, что сложный язык изложения учебного материала в учебном пособии побуждает их обращаться к репетиторам.
Об эстетическом образовании учащихся и белорусском языке
"Мы говорим, что наши дети не воспитаны и при этом убираем из школьной программы такой важный предмет, как "Отечественная и мировая художественная культура", - заметил вице-премьер Анатолий Тозик.
Кроме того, на заседании рабочей группы была подчеркнута важность сохранения и изучения белорусского языка. Если "матчына мова" уйдет из школы, - умрет нация, уверены члены рабочей группы. На этот вопрос уже не раз обращал внимание и глава государства. "Это будет ужасно, если мы потеряем язык. Чем мы тогда будем отличаться от наших соседей? Как это понимать, если у нас историю и географию Беларуси большинство изучают по-русски. Гражданин Беларуси обязан владеть двумя государственными языками", - подчеркнул вице-премьер. Члены комиссии также предлагают ввести обязательный экзамен по двум государственным языкам за курс средней школы.
О возвращении в 1-й и 2-й классы отметок за знания и поведение
На заседании также обсуждалось предложение о том, чтобы вернуть в 1-й и 2-й классы отметки за знания и поведение.
Сегодня учителя заполняют целые тетрадки, "описывая" оценки словами, а достижения учеников оценивают то звездочками на полях тетрадей, то флажками. Такая система вызывает критику и у родителей, и у многих педагогов. Предлагается вернуться к прежней системе и оценивать знания учащихся баллами уже со 2-го полугодия 1-го класса.
|